Пологов Павел Андреевич — Биография. Пологов, павел андреевич Павел андреевич пологов

Образование 6 классов. В 1927 году окончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева .

В ноябре 1934 года П. А. Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии . В 1935 году Павел Андреевич окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске . После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе . В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол . В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт - японский самолёт-разведчик И-97 . За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени .

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке. Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок , с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Павел Андреевич воевал почти на всех типах истребителей: И-16 , И-153 бис , МиГ-3 , ЛаГГ-3 , Ла-5 , Як-1 , Як-7Б и Як-9 . В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт . За время боевой работы в полку, несмотря на нехватку самолётов и топлива, лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109). 30 августа 1941 года лейтенант А. П. Пологов в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал , в Оренбург, где Павел Андреевич был, наконец, прооперирован. В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Герой Советского Союза Пологов Павел Андреевич

Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халхин-Гол 1939 года и Советско-Финляндской войны 1939—1940 годов.

С июня 1941 года Капитан П. А. Пологов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С июля 1943 года по июнь 1944 года — в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.

К августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 — в группе с товарищами.

С 1949 года полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Умер 22 Ноября 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 — лично и 12 — в группе. Он по праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: «Отомстим проклятым фашистам!».

В течение мая лётчики этого полка (командир — майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет:

«Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П. А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 „Мессеров“. Навстречу были подняты 12 наших „Лавочкиных“. Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на „Мессеров“.

Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой — 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их».

В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П. А. Пологов, капитан В. С. Богатырев, старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу «Фокке-Вульфов» в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один «Фоккер», пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 — подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 апреля (по другим источникам — 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них — тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать «Юнкерсы», а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако «Юнкерсам» удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх «Яки» устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой «Фоккеров».

Пологов пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится «Юнкерс». Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт «Яка» впился в хвостовое оперение транспортника...

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:

«На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из „Юнкерсов“. Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории».

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге «Оренбургское лётное» указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах.

В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше — «Як» или «Ла», ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом «Яками» 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге «Советские Асы» Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои «Яки»...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

mob_info