Развернутый план выборы. Роль выборов в политической жизни общества

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

Президентские,

Парламентские,

Муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

Очередные,

Внеочередные,

Дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политического системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза (Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства.1992. С. 47). Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидата выборные должности является в основном прерогатива политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. В современных условиях среди политологов существует единое мнение по этому вопросу. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести следующие:

Смена власти мирным путем;

Осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партии и отдельные кандидаты;

Легитимация и стабилизация политической системы, а бич числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

Политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

Рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Выборы - непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете выражения воли народа, Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений.

Основными этапами избирательного процесса можно считать: 1) подготовительный; 2) выдвижение кандидатов; 3) соперничество претендентов, сопровождающееся агитационно-пропагандистской кампанией; 4) голосование и подведение итогов выборов. Функции выборов: - формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления; - выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората; - включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта. - легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться; - формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества; - контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Виды избирательных систем.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

Мажоритарная система

При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система имеет две разновидности - абсолютного большинства и относительного большинства.

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями.

Смешанная система

Представляет собой синтез двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Сущность политического конфликта.

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Причины конфликтов.

Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение). Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий. Зависть. Ненависть. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

К позитивным функциям конфликта можно отнести: функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей; коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе; стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений; содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино"; функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие: угроза раскола общества; неблагоприятные изменения во властных отношениях; раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; неблагоприятные демографические процессы и др.

Путями разрешения : дипломатическое урегулирование путем переговоров; смена политических лидеров или режимов; достижение временного компромисса; война.

Выборы -- важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов.

В условиях современных демократий выборы -- их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:

  • - формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;
  • - выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;
  • - включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;
  • - легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;
  • - формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;
  • - контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах и т.д.

«Формы политического поведения» - Регулирование политического поведения. Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Почему необходимо законом установить границы политической свободы?

«Политическая карта мира» - По форме государственного строя страны бывают: 1. Республика – ? всех стран мира. ВВП 350 долларов. По формам правления. Всего монархий в мире насчитывается: Этапы формирования политической карты мира. Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. При изучении темы «Современная политическая карта мира».

«Карта мира политическая» - Островные Полуостровные Архипелаги Материковые. Китай -1 Россия - 7. Тема: Политическая карта мира. Типология стран. Группировка стран по площади. Самое большое по площади государство Земли: а) Канада; б) Россия; в)Китай; г) США. Страны. Политическая география. Вывод. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи.

«Политический экстремизм» - Характерные признаки политического экстремизма. Международный экстремизм государственный экстремизм внутренний экстремизм. Государственный организационно-групповой индивидуальный. Индивидуальный экстремизм. Экстремизм в области культуры. Религиозный экстремизм. Виды политического экстремизма. Экологический экстремизм.

«Человек в политической системе» - Уверенность в правоте собственных идей и агрессивное неприятие чужих. Проявление политической культуры. Осуществляется посредством неполитических агентов социализации. Особенности российской политической культуры. В сфере поведения. Искусственно гомогенная. Функции политической культуры. Осуществляется преимущественно посредством политических агентов социализации.

«Политическая деятельность» - Средства. Цель и средства. Политические действия часто не достигают поставленной цели и приводят к другим результатам! Субъекты и объекты политики. Политическая деятельность. Политическое действие. Объекты. Политика как деятельность. Личность. Формы отношений между участниками политической деятельности.

Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: , профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы — довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления и влияния на государственные и общественные дела.

Выбор и голосование

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти . Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и.

Выборы и демократия

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в , базирующихся на прямых формах демократии , непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.

В условиях современных демократий выборы — это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого . Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в соответствующих организаций.

Основные принципы демократических выборов

Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:

  • всеобщность избирательного права — каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;
  • равенство избирателей — каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;
  • свобода выборов — отсутствие политического, экономического, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, организаторов выборов и кандидатов;
  • тайна голосования — исключение контроля над волеизъявлением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать самостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное голосование было введено во Франции в 1789 г.);
  • наличие альтернативных кандидатов — в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения общественных проблем (в СССР проводились выборы с выдвижением только одного кандидата. Такие выборы являются фарсом и способом манипуляции массами. Впервые альтернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);
  • прямое голосование — избиратель непосредственно принимает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избирают кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говорилось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное отношение. В США президента избирает коллегия выборщиков. Члены Совета Федерации РФ также избираются косвенным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законодательный орган (парламент, законодательное собрание), другого назначает исполнительный орган (глава региона);
  • равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса избирателей — каждому кандидату должны быть предоставлены равные условия и ресурсы (материальные, информационные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;
  • периодичность и регулярность выборов — избиратели должны иметь возможность контролировать своих представителей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выявлять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная система в основном соответствует перечисленным принципам демократических выборов. Конституция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательными правами наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Президента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе депутаты избираются по одномандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей.

Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государственной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались но смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия но итогам голосования набрала менее 7 % голосов избирателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу проводились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.

С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые выборы глав администрации субъектов РФ (губернаторов, президентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному представительному органу (законодательному собранию, думе) кандидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.

mob_info