Наука и образование. Наука, культура и образование Развитие науки 50 60 годы

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах значительно больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки системы образования, в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем средне специального или высшего образования.

В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены до 3 лет, после войны продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии. В условиях холодной войны перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).


В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально шок в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.

Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.

Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.

Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.

Подобные проработки в ещё большей степени затронули деятелей художественной культуры. В 1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше.

Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных» и «непонятных» Хрущёву и его приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые.

Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются».

В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).

С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева.

Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.

В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.

Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет.

В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.

Студента группы 2ТО-04

Мокина Михаила

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру старались поставить на службу административно-командной идеологии.

Основные тенденции литературе и искусстве . В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма . В рамках второй – появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард .

Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.

С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца, танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.

Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.



Литература. В рамках социалистического реализма выходят в свет идеологические выдержанные романы В. Кочетова «Молодость с нами», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома», И. Шевцовой «Тля», пьесы А. Корнейчука и А. Софронова , стихи и поэмыН. Грибачева , С. Смирнова .

Однако особый интерес у читающей публики вызвали «возвращенные » произведения М. Булгакова, М. Зощенко, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака, Б. Пильняка.

Оглушительный успех ожидал роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». Автор, в центр внимания, по сути, поставил два мотива: закономерность страшного «Китеж-града» и случайность выживания при этом всего инакомыслящего, творческого, желающего своему народу блага. Тогда же, роман был подвергнут уничтожающей критике как политически вредный, искажающий нашу действительность. «Изничтожение» произведения «благословил» и Н. Хрущев в выступлении на III съезде писателей (1959 г.), хотя заметил, что читал роман «без булавки» (без взбадривания, чтобы не заснуть).

Новый уровень жизненной и художественной правды задал А.И. Солженицын повестью «Один день Ивана Денисовича». В это же время Солженицын завершил роман «В круге первом», с таким «взывчатым», по словам автора, содержанием, что он не решился пустить его даже в Самиздат. После «Одного дня Ивана Денисовича», автор получил целый поток писем. Документальные свидетельства бывших узников вошли в обобщающее произведение о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ», опубликованное за рубежом в 1974 г. За что писатель был выслан из СССР.

А.И. Солженицын

В годы «оттепели» впервые прозвучала правда о русской деревни . Г. Троепольский в цикле «Из записок агронома», В. Овечкин в «Районных буднях» показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме «За далью даль» впервые говорит о культе личности Сталина.

Кино поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.

Как самый оперативный вид искусства, кинематограф одним из первых откликнулся на перемены. Сложные переплетения судеб героев, право человека на ошибку, утверждает кино «оттепели». Несколько притупился критерий глубокой партийности. В фильмах послышалась нота нормальной человечности, искренность. Кажется, что всякий фильм делался с намерением заново открыть мир, ценилась достоверность и повседневность. На первое место выходит «интеллектуальное» кино, где документализм соседствовал со значительной условностью языка.

С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах) фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова , «Судьба человека» С. Бондарчука , «Летят журавли» М. Калатозова , трилогию «Хождение по мукам» Г. Ро­шаль , «Сережа» Г. Данелии и И.Таланкина , «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая , «Девять дней одного года» М. Ромма .

Театр. Музыка . В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы «Крылья», «Над Днепром» А. Корнейчука , «Иркутская история», «Город на заре» А. Арбузова , «Все остается людям» С. Алешина . Осталась традиция шефских концертов. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.

Студию молодых актеров организовал О. Ефремов . На ее основе рождается театр «Современник». Здесь была поставлена пьеса «Два цвета» драматургов А. Зака и И. Кузнецова . Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. С легкой руки О. Ефремова и его товарищей по «Современнику» в нашу жизнь вошло сочетание «дети ХХ съезда».

Во всех жанрах музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хача­турян ). Появились оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса», С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.

«Оттепель» предоставила новые возможности для экспериментов и в музыкальном творчестве. Исключительно популярной становится джазовая музыка . Открывается первое в Союзе джазовое кафе «Молодежное». Здесь не было эстрады. Даже специально нанимали комсомольцев-дружинников, которых сажали на место танцующих, объясняли, что под эту музыку танцевать нельзя, ее надо слушать. Позже появились другие джазовые кафе («Аэлита», «Синяя птица», «Ритм» и др.), где собирались поэты, художники, писатели, космонавты – единомышленники, разбуженные «оттепелью».

Музыкальные молодежные группы старательно подражали своим иностранным собратьям: широкие брюки, тонкие галстуки, рубашки «бати даун» с планкой, прически «аэродром». Конечно, это был социальный и культурный протест. Лауреат международного джазового фестиваля А. Козлов вспоминает, что музыканты серьезно изучали древнерусскую культуру, русские народные песни, православие, считали, что «русский человек тем более будет русским, чем больше он будет знать о других культурах…». И правительство и советские обыватели были шокированы новым явлением.

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий, и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

Культура в СССР в 60 -80 е годы ХХ в. Подготовил Кулигин Дмитрий 11 А МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск

Середина 50 -х С середины 50 -х годов развернулся процесс демократизации жизни советского общества, что создавало благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был XX съезд партии, осуждение культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество "Знание" было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.

Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической арены Н. С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий. Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Министром культуры с 1974 -1986 гг. был П. Н. Демичев.

Литература Художественный процесс 60 -70 -х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60 -е гг. значительные либеральнодемократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А. Т. Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М. Булгакова (Мастер и Маргарита), Б. Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А. Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н. М. Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г. Бочкарева), Премия А. И. Гельмана и др.). В драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.). В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А. С. Пушкина (постановки А. Эфроса), Театре на Таганке (гл. реж. Ю. Любимов), Современник (гл. реж. О. Ефремов, затем Г. Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г. Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т. ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е. Вахтангова, Малый театр) театров Н. О. Гриценко, Ю. К. Борисова, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев, И. М. Смоктуновский и др.

Музыка Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д. Шостаковича (11 -я и 12 -я симфонии, Казнь Степана Разина), Г. Свиридова (Патетическая оратория), В. Мурадели (Октябрь), Д. Кабалевского (Реквие м) и др. В 60 -е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14 -я симфония Д. Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г. Н. Попов, Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай, Б. А. Чайковский, Э. В. Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М. Фрадкин, Я. Френкель, С. Туликов, А. Пахмутова и др.). С середины 60 -х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

Кинематограф 60 -70 -х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы - Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А. Миты, Э. Рязанова, А. Михалкова-Кончаловского, Н. Михалкова, С. Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л. И. Гайдай. Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70 -х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны). Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем 20 века, получила свое особое художественное звучание также в 60 -80 -е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научнотехнического прогресса. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм панорама тех лет "У озера" С. А. Герасимова.

Скульптура В скульптуре 60 -70 -х годов центральное место занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. В этот период создается памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963 - 1967), мемориал на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге (1960), мемориальные комплексы "Брестская крепость" и "Хатынь" (1968 -1969). Последний из названных мемориалов был создан на месте бывшего села Хатынь, сожженного фашистами дотла. Словно печные трубы, уцелевшие после пожара, встали 26 памятных железобетонных обелисков. И в каждом из них - колокол. Печальный, тревожный колокольный перезвон оплакивает погибших в годы войны, взывает к памяти живущих. Композиционным центром мемориала является бронзовая скульптура "Непокоренный человек". В мемориал входит "кладбище белорусских деревень". 186 белорусских деревень пережили трагедию Хатыни. Их названия высечены на надгробных плитах. Скорбная "стена памяти" перечисляет названия 66 наиболее крупных фашистских концлагерей. Венчает мемориальный ансамбль Вечный огонь и три березы - символ жизни.

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Мемориальные комплексы "Брестская крепость»

Живопись В живописи в 60 -е годы художники разрабатывают так называемый "суровый стиль". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. А. Каменскому). Представители этого направления - П. Ф. Никонов. А. П. и С. П. Ткачевы, Д. Д Жилинский, Н. И. Андронов, Т. Т. Салахов, М. А. Савицкий, В. Е. Попков стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А. Н. Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П. Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В. Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т. Т. Салахов "Ремонтники", 1963). В поисках "правды жизни" эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения "сурового стиля" с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60 -х и позже 70 -х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В. Е. Попкова множество автопортретов-картин: "Мать и сын" (1970), "Работа окончена" (1971), "Шинель отца" (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

Виктор Попков «Строители Братской ГЭС» Т. Т. Салахов "Ремонтники"

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ослабление тоталитарного контроля государства во время «оттепели», общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С.Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали: А. Галич, В. С. Высоцкий. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина, В. П. Аксенова. Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды»), и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Пикник на обочине».). В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго» , над которым писатель работал в течение 10 лет. Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». Он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку пришлось отказаться от награды. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис» ), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных ВОВ. Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» и Театр на Таганке (1964 г). В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи, а также легкие романтичные ленты.Была проведена школьная реформа (обязательное 8-летнее образование, вместе с аттестатом свидетельство о рабочей специальности,стаж работы для поступления в вуз 2 года), впоследствии отменена. Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов – синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

Технический университет»

Институт экологии и химической технологии

Кафедра «Истории и архивоведения»

РЕФЕРАТ

По дисциплине « История »

Научно-технические достижения СССР в 50 - 60-е гг.

Студент группы 1ХТб-1 Д.С. Зименков

Преподаватель Д.В. Киба

Введение

2.4 Электроника

2.6 Электроэнергетика

2.7 Автомобили

2.8 Химическая технология

Заключение

Введение

В качестве итоговой работы по дисциплине «Отечественная история» я выбрал данную тему, потому что она показалась мне очень интересной и актуальной в настоящее время. Научно-техническая революция никогда не будет остановлена, потому что именно она является двигателем мировой экономики. Если не будут прогрессировать те или иные отрасли промышленности, человечества, по моему мнению, просто не станет. Пока идёт развитие тех или иных наук, человек шагает в будущее и даёт возможность своим детям расти в нём и пользоваться всеми его благами.

В 50 - 60-е гг. СССР достигает ряда достижений в ряде отраслей: в области космоса, в физике, химии, техники, новейших технологий и во многих других. Но, несмотря на эти достижения, продолжает отставать в своём развитии от стран Запада…

Цель работы - описать достижения СССР в эти годы и сопоставить их с достижениями США в те же годы.

1. Перемены в научно-технической политике

научный технический достижение советский

Несравненно более опасным для СССР было обнаружившееся стадиальное отставание от Запада в технологии, С 1950-х гг. вступив в эру научно-технической революции, человечество оказалось в состоянии перманентных и все ускоряющихся технологических переворотов. Первоначально советское руководство путем максимальной концентрации ресурсов на ключевых участках НТР (ракеты, космос, атомная энергетика) добилось внушительных успехов. Однако по мере расширения НТР и дальнейшего ускорения ее темпов социалистическая экономика, построенная на жестком выполнении приказов центра, показала свою невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. Между тем 70-е годы для западных стран стали качественно новым этапом развития -- переходом от индустриального к постиндустриальному, или информационному обществу. На роль основного ресурса выдвигалась не земля (как в аграрном обществе), не фабрики и заводы (как в обществе индустриальном), а информация. С появлением микропроцессоров началась стремительная компьютеризация, развитие наукоемких производств, внедрялись энерго- и ресурсосберегающие технологии. Доля занятых в сфере услуг и особенно в образовании стремительно росла и стала существенно превосходить долю занятых в сфере материального производства, где многие традиционные отрасли (добывающая промышленность, черная металлургия и др.) стали, напротив, свертываться. В США доля средств на науку и образование в общей сумме капиталовложений выросла с 22% в 1953 г. до 46,3% в 1979 г. В 1985 г. в США действовало 1,5 млн ЭВМ и более 17 млн персональных компьютеров (т. е. почти каждая пятая семья имела свой персональный компьютер), 3/4 американцев работали в сфере услуг, или, по марксистской терминологии, в непроизводственной сфере.

На Западе под воздействием начавшейся после Второй мировой войны научно-технической революции (НТР) происходит гигантский прирост стратегического потенциала. Это обстоятельство вынуждает советское руководство переосмыслить роль научно-технической деятельности в стране, признать необходимость приоритетного развития новых направлений в науке и технике, После смерти Сталина были пересмотрены многие устаревшие схемы развития науки. Ключевым звеном новой научно-технической стратегии становится научно-технический прогресс (НТП). В связи с созданием ракетно-ядерного щита в стране растет авторитет науки, научных работников.

НТР, как свидетельствовал мировой опыт, требовала глубоких структурных преобразований во всем народном хозяйстве: изменения места науки в системе разделения труда, создания новых отраслей знаний и производства, а главное -- инициативного, самостоятельного работника.

В принятых на XX съезде КПСС Директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956--1960 гг., несмотря на призывы максимально использовать в народном хозяйстве достижения науки, упор по-прежнему делался на преимущественное развитие тяжелой промышленности, а реализация технического прогресса ограничивалась сферой промышленности: развитием электрификации, повышением технического уровня машиностроения. Науке, главному «инструменту» НТР, по-прежнему отводилась второстепенная роль. Ее развитие шло вширь, а не вглубь: создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. С 1951 по 1957 г. было создано свыше 30 новых НИИ. В районе Новосибирска началось строительство Сибирского отделения АН СССР.

Вслед за пуском 27 июня 1954 г. под Обнинском первой в мире атомной электростанции в разных районах страны началось сооружение еще более мощных атомных станций -- Новосибирской, Воронежской и др. В декабре 1957 г. был спущен на волу первый в мире атомный ледокол «Ленин». Со второй половины 50-х гг., в Советском Союзе строятся атомные подводные лодки, развивается серийное производство вычислительной техники, что открывает дорогу магистральному направлению НТР -- автоматизации производственных процессов. В области физики атомного ядра советская наука смогла занять одно из ведущих мест в мире. В СССР был Создан самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц с энергией до 10 миллиардов электрон-вольт. За большой вклад в изучение теории цепных химических реакций академик Н.Н. Семенов в 1956 г. был награжден Нобелевской премией. В 50 --начале 60-х гг. были удостоены Нобелевской премии также физики П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм за теорию излучения Вавилова-Черенкова, академик Л. Д. Ландау за создание теории сверхтекучести, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) -- за разработку молекулярных квантовых генераторов.

2. Достижения в различных научных областях

2.1 Достижения в области космоса

На протяжении шестидесятых годов, несмотря на сохранение внутренних проблем и международной напряженности, и Советский Союз, и Соединенные Штаты энергично продолжали развивать программы освоения космического пространства. История их успехов свидетельствует о грандиозных достижениях современной науки и технологии. Освоение космического пространства обещает неисчислимые экономические выгоды: оно необходимо для изучения и последующего контроля погодных условий и выпадения осадков; фотографии, сделанные из космоса, могут значительно ускорить работу геологов по открытию новых месторождений полезных ископаемых. По мере увеличения запуска спутников с такими чисто практическими целями, как изучение метеорологических условий, совершенствование систем связи, создание систем слежения за авиационными перелетами и плаванием морских судов, потребуется все более тесное международное сотрудничество в области освоения космического пространства.

12 апреля 1961 года, после того как советский космонавт Юрий Гагарин успешно вывел ракету на околоземную орбиту, а потом вернулся на землю, началась эпоха освоения космического пространства управляемыми человеком космическими кораблями. Соединенные Штаты запустили первый космический корабль с астронавтом на борту -- им был Джон Гленн-младший -- 20 февраля 1962 года. В июне 1963 года Советский Союз сослал в космос первую женщину-космонавта. В числе последующих российских и американских достижений в области освоения космического пространства были полеты космических кораблей с двумя и более космонавтами на борту, «прогулки» в открытом космосе и «стыковка» двух космических кораблей -- управляемых человеком и автоматически.

Параллельно с началом орбитальных космических полетов Советский Союз и Соединенные Штаты посылали управляемые автоматически космические корабли на Луну, а также вокруг Луны и Венеры. Обе страны смогли осуществить досылку на Луну космических кораблей, совершивших на ее поверхности мягкую посадку, и теперь, по всей вероятности, можно ожидать отправки туда космического корабля, управляемого человеком.

В 1967 году подготовка к следующим полетам управляемых человеком космических кораблей была приостановлена из-за двух трагических событий. 27 января трое американских астронавтов погибли во время пожара, внезапно вспыхнувшего в кабине их космического корабля перед его отлетом, когда он еще находился на земле, на космодроме на мысе Кеннеди во Флориде. 24 апреля во время возвращения на землю погиб российский космонавт, когда его корабль при посадке запутался в парашютных стропах.

27 января 1967 года Советский Союз, Соединенные Штаты и шестьдесят других государств (Китай в их число не вошел) подписали договор о запрещении использования космического пространства в военных целях. По условиям договора было запрещено выводить на околоземную орбиту ядерное оружие, а также провозглашать суверенитет какой-либо страны над небесными телами. Тем не менее еще продолжается сохраняться важная проблема запрещения распространения ядерного оружия и использования его на поверхности земли и в атмосфере.

Весной 1956 г. на полигоне Капустин Яр под Волгоградом был осуществлен пуск первой в мире ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Этот ракетный комплекс сыграл важную роль в создании отечественных ракетных войск стратегического назначения. Через два с небольшим года воинские ракетные части на базе ракет Р-5 впервые заступили на боевое дежурство в Крыму. 17 декабря 1959 г. в СССР создается новый вид Вооруженных Сил -- ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С.П. Королева и М.В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его на орбиту. 4 октября 1957 г. Первый искусственный спутник был запущен на «военные деньги", выделенные Главнокомандующему ракетными войсками М.И. Неделину на реализацию стратегической ракетно-ядерной программы.

Под проект десантирования войск на территорию противника через космос маршал позволил Королеву переоборудовать его штатную боевую межконтинентальную ракету Р-7 в космический корабль «Восток». 12 апреля 1961 г. положило начало новой космической эре.

2.2 Физика: радиоизлучение, ультразвук

После войны начались интенсивное исследование радиоизлучения Солнца и Луны. Ученые начали записывать сигналы из Космоса на пленку, изучать и обрабатывать их. Радиоастрономия в результате применения радиолокационной аппаратуры получила возможность развития на основе имеющихся в ней достижений, в частности в области антенных устройств. Ныне существуют огромные антенные устройства (радиотелескопы) с диаметром зеркал до 75 м. для приема малоинтенсивных пучков электромагнитных волн от звезд на расстояния порядка 30 млрд. световых лет. Радиотелескопы-гиганты имеются в СССР, Англии, США.

В мае 1901 г. в СССР советские ученые провели радиолокацию Венеры для уточнения размеров солнечной системы, исследования физических свойств поверхности планеты и др.

Говоря о радиолокации как о методе обнаружения и определения местонахождения объектов в воздухе, на суше и на воде посредством радиоволн, следует отметить, что возможность их использования для осуществления подводной связи, пеленгации и локации исключается из-за их поглощения в воде. Единственным типом сигнала, пригодным для этой цели, является ультразвук.

Использование ультразвука как бы дополняет средства радиолокации. С другой стороны, радиоэлектронные приборы играют в технике ультразвука существенную роль. Они решают в большинстве случаев задачу выработки высокочастотной энергии для возбуждения механических колебаний в ультразвуковых источниках излучения и незаменимы для усиления и регистрации слабых высокочастотных колебаний. Ультразвуковые колебания в настоящее время нашли себе широкое применение во многих отраслях народного хозяйства, а так же в научных исследованиях.

Ультразвук -- это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде с частотой, лежащей за верхним пределом слышимости человеческого уха, т. е. более 20 кгц. Сейчас имеется техническая возможность получать миллиарды колебаний в секунду.

Ультразвуковая техника получила широкое применение в гидролокации, в ультразвуковой дефектоскопии, в измерительной технике.

Впервые ультразвуковой метод дефектоскопии: был разработан в 1928--1929 гг. советским физиком С.Я. Соколовым, создавшим затем различные конструкции ультразвуковых дефектоскопов, а также ультразвуковой микроскоп, позволяющий видеть предметы в толще сплошной непрозрачной среды -- в металле, горной породе т. п.

Несколько лет назад в Советском Союзе, США, Англии, Франции и некоторых других странах было налажено серийное изготовление ультразвуковых установок. Для механической обработки изделий применяются в основном ультразвуковые установки с магнитострикционными преобразователями, работающими при частоте 16--30 тыс. герц. В целом ряде установок (например, при удалении накипи со стенок паровых котлов) для получения ультразвуковых колебаний применяются пьезоэлектрические преобразователи из титанита бария, создающие большие звуковые поля. Особенности и свойства этого материала были установлены советским ученым Б.М. Вулом в 1944--1945 гг. Высокие пьезоэлектрические свойства излучатели из титанита бария приобретают после воздействия на него постоянного электрического поля. Ныне применение в ультразвуковых установках так называемой пьезокерамики из титанита бария в качестве электромеханических преобразователей (излучателей) приобрело большое практическое значение. Следует отметить, что керамические пьезоэлемепты можно изготовлять любой формы и размеров, что позволяет фокусировать излучаемую энергию механических колебаний в небольшом объеме. Поэтому они успешно применяются, например, в ультразвуковом дефектоскопе.

Воздействием ультразвука на некоторые химические вещества можно добиться ускорения реакции и даже управлять ходом различных реакций (например, временем полимеризации таких высокомолекулярных соединений, как пластмассы). Ультразвук начал использоваться в биологии, например, для стерилизации пищевых продуктов, а также в медицине -- для лечения некоторых болезней.

Особый интерес представляет ультразвуковой микроскоп. Когда оказываются бессильными оптический и электронный микроскопы, приходит на помощь большая проникающая способность ультразвуковых «лучей». Ультразвуковые колебания высокой частоты могут распространяться, как на световые лучи, в виде направленных пучков, подчиняясь законам геометрической оптики. В Советском Союзе были разработаны методы так называемой «звуковой оптики».

2.3 Полупроводниковые выпрямители

На основе более глубокого изучения полупроводников в СССР и других странах были созданы опытные образцы выпрямителей переменного тока из германии и аналогичных полупроводниковых материалов с КПД до 98--99%.

Полупроводниковые выпрямители удобны в эксплуатации, поскольку они миниатюрны и прочны, не требуют тока накала, потребляют немного энергии и долговечны.

Полупроводники могут выполнять и такую чрезвычайно важную функцию, как усиление высокочастотных радиоколебаний, осуществляемое сейчас еще в основном при помощи электронных вакуумных приборов. На смену ламповым диодам, триодам, тетродам и другим электронным лампам в настоящее время начинают приходить полупроводниковые (в частности, германиевые) приборы -- транзисторы (кристаллические триоды). Появление транзистора - прибора, использующего полупроводниковые свойства германия и кремния для генерирования и усиления электрических колебаний - стимулировало бурное развитие полупроводниковой техники. В 1959 г. мировое производство транзисторов составило свыше 100 млн. штук.

Таким образом, в XX в., особенно после первой мировой войны, возникли и получили затем значительное развитие совершенно новые отрасли техники, связанные с различными формами использования электричества, а также с использованием электромагнитных колебаний, что глубочайшим образом изменило всю современную технику. Наконец, середина XX в., благодаря внедрению электроники в счетную машинную технику, ознаменовалась бурным развитием механизации умственного труда.

2.4 Электроника

Для облегчения труда человека еще в 1645 г. французский физик Блез Паскаль впервые построил суммирующую машину, модифицированную в 16Я4 г. немецким ученым Лейбницем.

В 1958 г. в Советском Союзе была создана моделирующая машина на полупроводниках -- «МН-10», не имеющая ни одной радиолампы. Машина действует с большой скоростью. Расчет одного варианта траектории движения самолета за очень короткий период производится этой машиной за несколько часов (у вычислителя это заняло бы около месяца работы).

Уникальной вычислительной машиной является электроинтегратор, установленный в 1957 г. во Всесоюзном научно-исследовательском нефтегазовом институте. Эта машина служит для расчета процессов, протекающих в нефтяных месторождениях при их разработке. Для этого составляются так называемые электромодели пластов, причем в машину может быть «введено» до 30 тыс. различных значений, отображающих природные факторы пласта. С помощью машины нетрудно выбрать, например, наиболее удачные режимы работы нефтяных скважин.

В 1957--1958 гг. в СССР были созданы универсальные машины дискретного типа «БЭСМ-2» и «Урал», а также другие машины, которые могут выполнять до нескольких десятков тысяч арифметических операций в секунду.

«БЭСМ-2» производят 8200 операций в секунду, причем сложение и вычитание занимает 20--225 мк-сек, а умножение и деление--240 мк-сек. Данные в машину вводятся с перфоленты со скоростью 20 чисел в секунду.

Большими достоинствами обладает созданная в 1959г. машина «Сетунь», отличающаяся малыми размерами, быстродействием, надежностью.

Замечательным достижением советской вычислительной техники явились расчеты полета искусственных спутников «Земля» и космических кораблей-спутников в 1957-1961 гг. При помощи электронных математических машин производились сложные математические расчеты траекторий полета спутников и космических кораблей. С помощью радиоэлектронного измерительного комплекса обрабатывались данные о местоположении и скорости спутников при их полете по заранее рассчитанной орбите. Все такого рода сложные расчеты стали возможны лишь благодаря огромной скорости, с которой производятся арифметические действия электронными математическими машинами.

Изучение пределов возможностей замены функции человеческого мышления работой машин является наиболее сложным, противоречивым вопросом науки, известной под названием кибернетики.

Замечательным примером применения новейших вычислительных машин в области «механизации» мышления, выполнения ряда мыслительных операций, изображенных формулами математической логики, является расшифровка письменности древнейшей народности майя советскими учеными из Института математики Сибирского отделения АН СССР в 1960--1961 гг.

Эффективное применение токов высокой частоты в электрической печи стало возможным в связи с успехами радиотехники после первой мировой войны и, в частности, с созданием мощных машин высокой частоты и особенно -- совершенных ламповых генераторов. Больших успехов в этой области добились советские ученые В.II. Вологдин, Н.Д. Папалекси, Г.И. Бабат и др. К началу 30-х годов в результате достижений радиотехники была создана основа для производства высокочастотных генераторов -- машинных и ламповых. В 1935 г. советскими учеными В.П. Вологдиным и Б.Н. Ромашовым был предложен метод поверхностной закалки металлов токами высокой частоты. В 1947 г. в Советском Союзе был организован научно-исследовательский институт промышленного применения токов высокой частоты.

За годы после второй мировой войны в промышленной электротермии появилось повое направление, связанное со все более широким применением нагрева диэлектриков (а также полупроводников) в электрическом поле -- диэлектрический нагрев. В этом случае нагреваемый материал находится в электрическом поле конденсатора, к которому подведено напряжение высокой частоты: токи в материале вызывают выделение в нем тепла и его нагрев. Такой нагрев используется при скоростной сушке древесины, бумаги, пряжи, зерна, для склепки древесины, сваривания и прессования пластмасс, вулканизации каучука и т. д.

Сушка древесины токами высокой частоты является одной из первых областей промышленного нагрева материалов в высокочастотном электрическом поле конденсатора. Впервые исследования в этой области были проведены в СССР в 1930--1934 гг. П.С. Селюгиным и почти одновременно радиолюбителем А.И. Иоффе. Но распространение этот способ получил лишь позже, в конце 40-х годов. Ныне процесс сушки древесины в электрическом высокочастотном поле применяется для ускоренной сушки различных (особенно коротких) пиломатериалов, главным образом в сочетании с тепловой сушкой, дымовыми газами и паром (тепло-высокочастотная сушка).

В области применения токов высокой частоты следует отметить перспективы перехода транспорта на систему бесконтактного наземного высокочастотного электротранспорта. Интересные исследования в этой области были проведены, начиная с конца 30-х годов советскими учеными. В 1943 г. советским исследователем Г.И. Бабатом была сооружена первая экспериментальная установка высокочастотного транспорта.

2.6 Электроэнергетика

К 1956 г. создана линия электропередачи напряжением 400 кВт от Волжской ГЭС имени В.И. Ленина до Москвы.

В 1959 г. построена высоковольтная линия Волжская ГЭС имени В.И. Ленина -- Урал. В конце декабря 1959 г. состоялся пуск первой цепи самой крупной в мире электромагистрали -- электропередачи Волгоград -- Москва длиной свыше 1 тыс. км. Напряжение этой линии составляет 500 кВт.

После 1965 г. намечается сооружение лилий электропередачи в 700-750 кВт.

К середине XX в. наибольшее развитие телемеханика получила в энергетических системах, где осуществляется управление (и контроль) комплексом электростанций, подстанций, линий электропередачи с центрального диспетчерского пункта с помощью телемеханической аппаратуры. Телемеханизация позволяет управлять на расстоянии насосами шлюзов, устанавливать автоматические связи между агрегатами или установками, расположенными на расстоянии друг от друга (например, агрегатами ГЭС), и т. п.

В управлении электросетями телемеханизация, дополняя автоматизацию, позволяет полностью снять дежурство на подстанциях пли значительно сократить дежурный персонал. Так в СССР в 1949 г. была осуществлена автоматизация и телемеханизация целого каскада гидроэлектростанций Узбекэнерго, а затем и некоторых других гидроэлектростанций.

В СССР за послевоенные годы применение телемеханики в электроэнергетике резко возросло. Если мощность районных ГЭС, на которых применялось телеуправление в 1940 г., составляла не более 0,2% общей установленной мощности ГЭС, а в 1946 г.-- 1,1%, то в 1956 г. на телеуправление уже было переведено 65% всех районных электростанции. К концу 1958 г. в Советском Союзе телемеханизация была внедрена в 29 энергосистемах, включающих 40 ГЭС и 180 подстанций, затем средствами телемеханизации было охвачено еще 34 энергосистемы, более 50 гидростанций.

История техники расчетных процедур все шире применяются электронные счетные машины. Строительство мощных гидростанции, как опорных пунктов создаваемой единой энергосистемы СССР, обеспечит устойчивую работу этой системы (регулирование частоты).

В нашей стране задачи комплексной автоматизации объединенных государственных энергосистем требуют создания различных устройств автоматического управления электростанциями. На Цимлянской ГЭС в ходе её совершенствования было установлено специальное комплексное устройство группового автоматического управления гидроагрега - автооператор ГЭС. Этот аппарат (счетно-решающее устройство определяет, сколько агрегатов должно работать при данной нагрузке).

В напоре соды, создаваемом плотиной, он включает дополнительные и выключает недогруженные агрегаты, т. е. решает задачу непрерывного подбора оптимального числа работающих агрегатов. Его действие можно контролировать издалека, с центрального диспетчерского пункта Ростовэнерго. Аналогичные устройства имеются и на других ГЭС. Полностью автоматизировано управление агрегатами на Волжской ГЭС имени Ленина, на пульте управления которой имеется так называемый автоматический оператор группового действия. Этот агрегат (с помощью телемеханических устройств) в соответствии с заданным диспетчером из Москвы графиком нагрузки обеспечивает наиболее экономичный режим работы агрегатов. В Москве организовано Объединенное диспетчерское управление Единой энергетической системы Европейской части СССР, координирующее работу более 15 энергосистем (Московской, Куйбышевской, Горьковской, Свердловской и др.).

С развитием электростанций и линий электропередачи на протяжении XX в. развивается и электроаппаратура.

Научные основы теории электрических аппаратов были заложены еще в прошлом веке. В XX в. на этой основе были созданы многочисленные аппараты различных систем современных электромеханических регуляторов, автоматических аппаратов (реле, контакторы и т. п.), аппаратов высокого напряжения (выключатели, предохранители, конденсаторы и т. п.), некоторых аппаратов низкого напряжения (рубильники, выключатели и т. п.).

До Великой Отечественной войны в СССР предельные напряжения в мощности масляных баковых выключателей составляли 220 кВт и 2,5 млн. кВт. В 1959 г. на заводе «Уралэлектроаппарат» был построен мощный масляный выключатель на 500 кВт. В 1956 г. в Советском Союзе был создан мощный однофазный воздушный выключатель. Он рассчитан на 400 кВт с разрывной (отключающей) мощностью 10--15 млн. кВт и на ток короткого замыкания 14 тыс. кВт. Его высота достигает 12 м. Этот крупнейший в мире выключатель работает на высоковольтной линии Волжская ГЭС имени В.И. Ленина--Москва.

Строительство высоковольтных линий электропередач сделало необходимым создание электрических трансформаторов, рассчитанных на все более высокие напряжения. Это в значительной мере стало возможным благодаря появлению электротехнической стали, а также новых изоляционных материалов. В 1952 трансформаторы производились на напряжение в 400 кВт. В настоящее время промышленные предприятия как в СССР, так и в других странах выпускают специальные высоковольтные трансформаторы напряжением в 110 - 220 и 425 кВт.

На советских предприятиях создается совершенная высоковольтная аппаратура: уникальные трансформаторы, ртутные и ионные выпрямители тока, фазопреобразователи, преобразователи частоты, выключатели, защитные и компенсирующие устройства для электропередач напряжением вплоть до 400 кВт и т. п. Для энергосистем Сибири на ленинградском заводе «Электроаппарат» в 1956г. был создан образец трансформатора тока на высшее напряжение в 600 кВт. В 1957г. в СССР выпущен автотрансформатор на высшее напряжение в 400 кВт и мощностью 167 тыс. кВт. В 1959г. Запорожский трансформаторный завод изготовил трансформатор-гигант мощностью 135 тыс. В на 500 кВт.

В 1926г. впервые в СССР был создан диспетчерский пункт для координирования работы электростанций, объединенных в Московской энергосистеме.

С развитием автоматики и телемеханики центральный пункт управления оборудуется новейшими средствами связи и различными автоматическими приборами. В 1959г. на Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС было создано сложное техническое сооружение -- открытое распределительное устройство напряжением 500 тыс. В. Это -- головная сверхмощная подстанция, через которую электрический ток стал поступать в Москву. В настоящее время для электростанций и подстанций высокого напряжения все шире используются комплектные распределительные устройства -- типовые металлические шкафы со встроенными в них аппаратами высокого напряжения и другими приборами.

В электроаппаратуре с начала 50-х годов начинают применяться и полупроводники, во многих странах ученые уже давно работали над созданием бесконтактных регуляторов, поскольку электрические соединения с помощью обычных рубильников и т. п. искрят и довольно быстро разрушаются. В 1957г. в СССР были созданы первые бесконтактные регуляторы, в которых процессы замыкания и размыкания тока происходят без механического разрыва или соединения цепи. Здесь роль выключателя играет магнитный усилитель или полупроводник. Срабатывая даже под действием слабого сигнала, такой регулятор плавно подключает напряжение и постепенно доводит его до заданной величины.

2.7 Автомобили

В 1950г. во всех странах насчитывалось 70 с лишним миллионов автомобилей. В конце 50-х годов, по данным зарубежной печати, во всех странах мира находилось в эксплуатации приблизительно 100 млн. автомобилей, суммарная мощность двигателей которых была равна около 10 млрд. л. с. Во всех странах в 1955г. было произведено 13.5 млн. машин, в том числе свыше 10,4 млн. легковых и 2,4 млн. грузовых автомобилей и автобусов.

Большой размах получило производство и использование автомобилей в СССР. Первые автомобили в Советском Союзе были построены в 1924--1925 гг., за годы первых пятилеток в стране была создана автомобильная промышленность. В 1937 г, в Советском Союзе было выпущено более 200 тыс. автомобилей в 1950 -- 363 тыс. В 1957--1959 гг. в СССР производилось примерно полмиллиона автомобилей в год.

В 1957г. на советских автозаводах было произведено 495,4 тыс. автомобилей. В подавляющем большинстве это были грузовые автомобили грузоподъемностью до 40 т.

В течение XX в. изменился весь облик автомобиля. В последние годы наиболее удачная форма кузова выбирается путем аэродинамических исследований, которые производятся с целью уменьшить воздушное сопротивление кузова за счет приближения его формы к идеально обтекаемой. Вместе с тем большое внимание уделяется художественной отделки внешнего вида автомобиля.

Совершенствование автомобиля позволило достигнуть больших скоростей движения: в 1909 г. рекордная скорость автомобиля составляла 202 км/час, в 1935 г. гоночная машина со специальным двигателем в 2 500 л. с. достигла скорости 484 км/час, а в 1939 г. гоночная машина с двумя двигателями авиационного типа показала скорость 595 км!час. Установленный в 1947 г. в Англии абсолютный мировой рекорд скорости гоночного автомобиля составляет 634,26 км/час.

В 1959г. в СССР началось серийное производство новых легковых автомобилей высшего класса -- «ЗИЛ-1П» с V-образным двигателем в 220 л. с. и максимальной скоростью 170 км/час, а также комфортабельных автомобилей «Чайка» с V-образным двигателем в 195 л. с. и максимальной скоростью 160 км/час. К 1961 г. налажен выпуск первых советских микролитражек «Запорожец».

Автомобиль «Чайка», к серийному производству которого Горьковский автозавод приступил в середине декабря 1958 г., является семиместным легковым комфортабельным автомобилем, в конструкции которого отражен новейший уровень развития автомобильной техники.

2.8 Химическая технология

При рассмотрении истории развития ряда новейших отраслей производства и техники, связанных с развитием двигателей внутреннего сгорания, с атомной техникой, можно подчеркнуть одну их особенность -- потребность в новых металлах и сплавах, новых синтетических веществах и материалах. Эти требования новой техники были удовлетворены развитием металлургии и химической технологии.

Из важнейших отраслей химической промышленности особое значение имеет развитие производства синтетических материалов и изделий из них. Эти материалы и изделия являются важнейшим фактором технического прогресса.

Химическая промышленность СССР была создана заново в ходе индустриализации страны. До Октябрьской революции в России фактически не существовало химической промышленности. В настоящее время по объему производства химической продукции СССР занимает второе место в мире.

В мае 1958 г. Пленум ЦК КПСС принял специальное постановление "Об ускоренном развитии химической промышленности», выдвинув при этом на первый план производство синтетических материалов. Бурными темпами развивается химическая промышленность в годы семилетки.

С 1947 по 1957 т. мировое производство синтетических волокон возросло с 80--90 тыс. т до 250 тыс. т. В 1956 г. мировое (без СССР) производство искусственных и синтетических волокон достигло 2,5 млн. т, причем производство искусственных волокон в США в 1957 г. составило 800 тыс. т. В Советском Союзе выпуск искусственных волокон (начатый в 1931 г.) с 1940 по 1956 г. вырос в 12 раз. Объем производства химических волокон в СССР составил в 1959 г. почти 180 тыс. т, причем темпы производства искусственного волокна в нашей стране все время растут. Только за пять лет, с 1955 по I960 г., производство синтетических волокон увеличилось в 2 раза.

С конца 50-х годов характерной чертой в создании новых типов оборудования для производства различных химических волокон является замена многообразных периодически действующих аппаратов непрерывно действующими машинами и аппаратами, хотя такого рода переход наталкивается на большие трудности из-за сложности технологии и необходимости высокой точности контрольно-измерительной аппаратуры.

Наряду с искусственными и синтетическими волокнами следует отметить развитие производства таких синтетических высокомолекулярных соединений, как всевозможные синтетические смолы, из которых можно изготовить небьющееся органическое стекло и различные пластические массы. Пластмассы применяются во многих отраслях народного хозяйства и особенно широко в ряде отраслей машиностроения (в частности, в авиа- и автопромышленности).

К 1959 г. в СССР был разработан способ получения полиэтилена при средних давлениях с дешевым катализатором. Ныне проблема синтеза полиэтилена решена.

Заключение

В целом организационные меры середины 50-х гг. способствовали ускорению научно-технического прогресса. За десятилетие расходы на науку увеличились почти в четыре раза. Как результат, в 50--60-е гг, было сделано 80% всех научных открытий СССР за все послевоенные годы. А развитие научно-технической мысли в стране ознаменовалось рядом крупнейших достижений мирового уровня.

Были заметны достижения в различных научных областях: в физике, химии, биологии и др.

СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Советское руководство по-прежнему развивало отрасли, присущие индустриальному обществу. Б результате страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, угля, нефти, газа, тракторов и минеральных удобрений. Подавляющая часть активного населения работала в сфере материального производства, при этом до 40% рабочих -- в промышленности, 60% -- в строительстве и 70% -- в сельском хозяйстве было занято ручным трудом. Число ЭВМ в СССР не превышало нескольких десятков тысяч, о массовом распространении персональных компьютеров не было и речи. Удельный вес расходов на социально-культурные нужды с середины 60-х гг. снижался. К 1985 г. доля расходов на образование упала ниже уровня 1940 г.

Список использованных источников

1. Вернадский, Г. В. Русская история: учебник / Г. В. Вернадский. - М.: АГРАФ, 1997. - 680 с.

2. Зуев, М. Н. История России / М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2000. - 397 с.

3. История России в контексте мировой истории: учеб. пособие / В. А. Бердинских [и др.]. - Киров: ГПУ, 1999. - 280 с.

4. Радугин, А. А. История России (Россия в мировой цивилизации): учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 380 с.

5. Боханова, А. Н. История России. XX век / А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. - М.: АСТ, 1998. - 342 с.

6. Леонов, С. В. История России: в 2 т.: учеб. пособие / Под ред. С. В. Леонова. - М.: Высш. шк., 1997. - 301 с.

7. Киселёв, А. Ф. Новейшая история Отечества XX век: в 2 т.: учебник для вузов / Под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. - М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1998. - 534 с.

8. Соколов, А. К. Курс советской истории. 1941 - 1991 / А. К. Соколов, В. С. Тяжельникова. - М.: Высш. шк., 1999. - 417 с.

9. Поликарпов, В. С. История науки и техники: учеб. пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 752 с.

10. История техники / А. Н. Зворыкин [и др.]. - М.: Издательство социально - экономической литературы, 1962. - 413 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике. Образование СССР. Результаты НЭПа, причины его свертывания. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы. Становление тоталитарного режима в 30-е годы.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Высокие темпы экономического развития СССР. Высокий темп роста промышленного производства. Создание быстродействующих электронно-счетных машин. Достижения промышленности полимеров. Подъем сельского хозяйства. Развитие морского и автомобильного транспорта.

    реферат , добавлен 14.03.2009

    Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953); голод 1946-1948 гг. Начало "холодной войны" и создание атомной бомбы. Политический режим в последние годы жизни Сталина; развитие советской культуры: борьба с космополитами, "железный занавес".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Восстановление, развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы. Международная "оттепель" первых послевоенных лет. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы. Пятилетний план восстановления.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2008

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Основные причины распада СССР - факторы и неизбежность. Геополитические теории распада СССР. Геополитическая теория и судьба Советского Союза по Коллинзу и Дерлугьяну. Дальнейшая судьба СССР в варианте неоатлантизма и концепции Сэмюэла П. Хантингтона.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2008

    Конфликт в руководстве СССР в конце 1950–х годов. Экономическая политика КПСС в конце 1950–х годов: достижения отдельных отраслей хозяйства. Административно–хозяйственные реформы Н. Хрущева. Особенности решения некоторых социальных вопросов в обществе.

    презентация , добавлен 01.09.2011

    Исторический обзор существования деятельности иностранных шпионов на службе у СССР, оценка их роли в социально-политических успехах Советского Союза. Система вербовки иностранных агентов. Анализ деятельности разведгрупп СССР в 80-е и 90-е годы XX века.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Принятие новой Конституции СССР 1936 года, ее отличительные черты и нововведения. Экономика советского государства в 30-е годы, ее директивный характер. Социально-классовая структура населения и политическая система СССР в те годы, последствия репрессий.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2010

    Сущность и основные этапы внедрения сталинской идеи "онаучивания" советского общества, направления его на научно-технический прогресс и технологическое совершенствование. Научная инфраструктура, созданная при Сталине, ее достижения и негативные стороны.

mob_info