Праздник крещения господня. Церковный Православный праздник января Исповедь на крещение господне 19 января


Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие - как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

Что такое Крещение Господне

Когда празднуется Крещение Господне

События Крещения Господня

Что можно есть на Крещение Господне

Крещение Господне - история праздника

Иконография Крещения Господня

Особенности богослужения Крещения Господня

Молитвы Крещения Господня

Богоявленский кафедральный собор в Елохово

Народные традиции Крещения Господня

Евангелие о Крещении Господнем

Святая крещенская вода

Когда набирать крещенскую воду?

Вся ли вода на Крещение святая?

Крещенские морозы

Купание в проруби (Иордани) на Крещение

Крещенский сочельник

Стихи о Крещении Господнем

Митрополит Антоний Сурожский: проповедь на Крещение Господне

Святитель Феофан Затворник, мысли на каждый день года - Крещение Господне

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне - двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.


События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне - история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.


В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее здесь

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Подробнее здесь

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит, 11-14; З, 4-7; Мф, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Праздник 19 января - Крещение Господне (Богоявление)

Крещение - один из главных христианских праздников . Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещение Господне отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих , согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь - это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи“. Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.

Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала“ дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.

У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей – трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.

На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K, M и Б», согласно именам Трех королей – Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?

Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.

Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.

Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.

Богоявленская вода. Свойства богоявленской воды

Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

Святая вода. Молитва

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Приметы на Крещение (Народные приметы)

По погоде, которая стояла на Крещение , люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): „Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы (второе название Крещения)“ или «На Водахрышчы дзень цёплы – будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина – будет ли он голодать после Коляд, аль нет.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления , называется еще днем Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество - на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, - Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони… ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа - Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, - говорит Предтеча,- но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», - говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события - «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» - Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Крещение Господне – один из самых древних и важных христианских праздников. В этот день тысячи правоверных христиан отправляются к местным водоемам, чтобы окунуться в воду.

Большинству традиций уже не следуют, но самые известные обычаи и приметы этого дня имеют такое же важное значение, как в давние времена.

Крещение Господне 2018. Дата праздника

Если вас интересует, какого числа Крещение в 2018 году, то каждый православный человек знает, что дата празднования не меняется и всегда выпадает на 19 января. Накануне праздника правоверные христиане должны поститься и причащаться, а также обязательно посещать церковь. Однако, самое главное – это освящение воды и погружение в нее.

Крещение Господне. Смысл и значение

Господне Крещение — это христианский праздник. Связан он с крещением Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Евангелие рассказывает нам, что когда Иисус крестился, на него снизошел святой дух, облаченный в голубя. Вместе с этим голубем был слышен голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё благоволение».

Именно в этот день считается, что сын Божий начать служить на нашей земле во благо всего человечества. Вода является началом всего живого на этой земле. Погружение воду считается священным обычаем, и именно таким образом начали крестить людей. Праздник Крещения в 2018 году будет соблюдаться также строго, как и в другие года.

Традиции праздника

Накануне праздника необходимо придерживаться строгого поста. Кроме того, следует духовно подготавливаться к священной ночи Крещения. Основной традицией этого дня является освящение воды, а также погружения в нее.

Считается, что самое лучшее время, чтобы освятить воду, это ночь на 19 января. При этом необходимо читать молитвы, прося у Господа здоровья, долголетия и всего хорошего для себя и близких.

Свяченую воду принято хранить на протяжении всего года, чтобы использовать в те моменты, когда кто-то заболеет, или возникнут другие проблемы. К тому же такая вода позволяет изгонять зло из дома, поэтому если возникают неприятности, этой водой следует побрызгать все углы.

При этом заходить в воду на Крещение необходимо в рубахе. Таким образом, вы не будете вызывать греховных мыслей у других верующих и вводить в искушение присутствующих.

Прорубь для купания должна быть прорублена в виде креста, а перед погружением в воду священник должен провести служение.

Не стоит забывать, что купание в проруби на Крещение, это не развлечение. Нельзя связывать этот обряд только с интересом от погружения в прорубь или делать это только за компанию. Такое отношение к празднику является грехом. Перед погружением следует произнести молитву, а также соблюдать традиции этого дня.

Только такое купание принесет очищение не только телу, но и душе. Кроме того, такое купание в проруби приносит здоровье и долголетие. Но не всем стоит спешить лезть в воду 19 января. Вера в Бога это прекрасно. Но здоровье тоже важно. Поэтому давайте разберемся, кому можно, кому нельзя, и как вообще окунаться в прорубь?

Как происходит погружение

Верующий окунается в воду с головой на минимальное время, то есть приседает и сразу же выныривает. И так 3 раза. Каждый человек перед этим должен перекреститься и сказать «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Испокон веков считается, что купание в проруби на Крещение Господне лечит от болезней и способствует улучшению здоровья.


Что взять с собой

Плавки, нижнее белье или купальник;
Желательны тапочки (не скользкие) или шерстяные носки;
Термос с горячим чаем;
Полотенце и махровый халат.

  • Разогрейтесь перед нырянием. Сделайте разминку, пробежитесь, приведите мышцы в тонус. Пяти минут интенсивных нагрузок будет вполне достаточно.
  • Окунаться можно только в специально сделанных прорубях. Они должны находиться недалеко от берега. При этом обязательно на каждой проруби должен находиться спасатель. Если вы живете в большом городе и хотите окунуться 19 января, настоятельно рекомендуем вам это сделать в специально созданных для этого местах.
  • Наденьте удобную обувь . Важно, чтобы она не скользила по льду. Хорошо подойдут теплые ботинки или шерстяные носки, которые помогут предотвратить падение или ранение ступней. Не спешите, идите плавно.
  • Лестница для спуска и подъема должна быть надежной. Также обязательно наличие на каждой проруби толстой веревки с узлами. Она погружается на дно, что бы в непредвиденных случаях было бы удобнее выбираться из проруби.
  • Не находитесь в проруби более одной минуты.
  • Старайтесь погружаться на дно в вертикальном положении.
  • После выхода из проруби обязательно разотритесь полотенцем. По возможности, возьмите с собой термос с горячим чаем.

Противопоказания

  • Ни в коем случае нельзя окунаться людям с любыми воспалительными процессами в организме;
  • Нельзя нырять людям с заболеваниями со стороны центральной нервной системы (проблемы с сосудами, эпилепсия, перенесенные тяжелые травмы головы);
  • Любые заболевания сердца тоже являются ограничителями для заплывов;
  • Проблемы с глазами (глаукома и прочее) а также болезни со стороны органов дыхания (воспаление легких, туберкулез); простуда, ОРВИ, ангина, бронхит;
  • Кожно-венерические болезни;
  • Не рекомендуется купание в проруби на Крещение Господне людям с пониженным иммунитетом.

Существует ряд примет этого дня, которые очень точно предсказывают погоду и предстоящий урожай. Рассмотрим основные из них:

  • Если в этот день погода будет морозная, но при этом солнечная, то лето будет очень жарким и засушливым.
  • Если на Крещение небо будет пасмурным и будут небольшие осадки, то следует ждать хорошего урожая.
  • Обратите внимание и на ночное небо. Если на небе много звезд, то вы можете рассчитывать на отличный урожай бобовых и ягод.
  • Предсказывать погоду можно и по ветру. Если он будет южным, то предстоящее лето будет теплым и дождливым.
  • Если ночью будет идти снег, то можете рассчитывать на хороший урожай меда.

Вот уже на протяжении многих лет крещение считается самым удачным временем для загадывания желания. В ночь с 18 на 19 января многие мечты будут услышаны и исполнены.

В праздник Крещения, говорят, можно распознать все события предстоящего года, если быть внимательным. Хотите – верьте, не желаете – проверьте. Всем, кто относиться к потомкам Фомы неверующего, рекомендуем в этот день заняться наблюдениями и записать все увиденное. Сами убедитесь, насколько Крещение информативно в плане предсказаний будущего. А вот и сами приметы:

Приметы по погоде на Крещение

Если утром снегопад, значит, будет год богат. Касается не только урожая, но и иных видов прибыли, коли увидели это явление собственными глазами.

Когда ветер и мороз – запасай добро, не будет урожая. Это относится так же ко всем видам заработка, коли вам выпало такое наблюдение.

Если оттепель (что бывает крайне редко), знать, будут в обществе проблемы. Говорят, что перед такими страшными событиями, как война или революция, Крещение бывало особенно теплым.

Весенний паводок подскажет ясный месяц в Крещенскую ночь.

По приметам, снег, падающий пушистыми хлопьями, говорит о том, что земля будет щедра на урожай.

Много на небе звезд, оно ясное и глубокое, можно планировать походы за ягодами и грибами, их будет много.

Пришли к проруби с Крещенской водой, а там рыбы плещутся, значит, пчеловодам выпадет удача в этом году.

Когда Крещенский день выпадает солнечным, готовиться нужно к жаркому лету.

Увидеть падающую звезду – к счастливому случаю, который может изменить вашу жизнь.

Личные Крещенские приметы

Тем людям, которые познакомились во время Крещенских праздников, быть друзьями всю жизнь. Господь благословляет такие отношения.

Если попали в пургу в этот день – ждите доходов огромных.

Примета для девушек. Если девушке выпало перемывать всю посуду после праздничного ужина, нужно готовиться к сватам. Скоро жених придет к порогу.

Современные крещенские приметы

Во время прогулки встретили человека с букетом – быть счастливым в этом году.

Если увидели на улице человека в красном – влюбитесь до умопомрачения!

Когда вам на встречу вышел прохожий, на котором одежда черного цвета, постарайтесь не заводить новых романов. Вам будут встречаться исключительно хитрые и лживые люди (во всяком случае, на иных ваше внимание концентрироваться в этом году не будет)

На Крещение разбить тарелку – к свадьбе (своей или у друзей). Если упала из рук чашка – это примета к новым перспективам.

Если в этот день порежете палец: на левой руке – к болезни, на правой – новое место работы (учебы).

Коли вам выпало пережить ожог в этот день, то знайте, придется переезжать в иной город.

Если ожог получился на верхней части тела (до пояса – по своей воле, коли на нижней – по принуждению.

Застрять в лифте в Крещение – к застою в делах, если ехали вверх. И – к неожиданному повороту, коли лифт спускался вниз.

Опоздать на общественный транспорт – вам выпадет шанс, о котором мечтали очень долго. Но воспользуетесь вы им или нет, зависит лишь от вас самих.

От всей души поздравляем вас с Крещением Христовым! Благодаря этому светлому православному празднику у каждого из нас появляется удивительная возможность обратить свое лицо к светлому лику нашего Господа, покаяться, исповедаться и получить его благословение и напутствие.

Как загадать желание на Крещение

Вот уже на протяжении многих лет Крещение считается самым удачным временем для загадывания желания. В ночь с 18 на 19 января многие мечты будут услышаны и исполнены. Однако при этом нужно соблюдать несколько простых правил.

Перед тем, как загадывать желание любым из представленных способов, попросите прощения у всех людей, которым вы когда-то сделали больно, некрасиво с ними поступили и прочее. Если нет возможности встретиться в жизни, сделайте это мысленно.

Также не забудьте поблагодарить Бога за все хорошее, что он делал для вас на протяжении всей жизни. Итак, после этого можно приступать к основным действиям.

Для того чтобы загадать желание на Крещение Господне, возьмите горсть, состоящую из любых мелких предметов. Это могут быть орехи, маленькие шарики для аквариума и много другое. Рассыпьте их на ровной поверхности. Далее необходимо загадать желание. После этого пересчитайте все предметы. Если число оказалось четным, то ваше желание обязательно исполнится.

Возьмите листок и напишите 12 желаний, только без повторов . В ночь с 18 на 19 положите лист под подушку. С утра закройте глаза и выберете три из них. Именно они и сбудутся.

Перед тем, как лечь спать, произнесите вслух слова: «Святой Самсон, покажи праздничный сон…» . Вместо многоточия подставьте ваше желание. Считается, что сны, увиденные в ночь перед крещением вещие. И если вам приснилось именно то, что вы загадали, то можете быть уверены: желание сбудется.

В ночь на крещение налейте в любую посуду воды . Как только жидкость начнет колыхаться, выходите на улицу. Там, глядя на небо, вы можете попросить у Бога об исполнении самых сокровенных желаний.

Снова налейте воду в любой сосуд. Только на этот раз на узких бумажках напишите ваши желания и сверните бумагу так, чтобы текста не было видно. К краю посуды крепятся бумажки. В воду поместите не тонущую (чайную) свечу. Разверните листок, к которому свеча приплыла в первую очередь. Написанное на нем желание сбудется.

Если у Вас есть домашнее животное, существует такой способ загадать желание на крещение . Подумайте о том, чего хотите и позовите вашего любимца в комнату. Если он зайдет в комнату, при этом переступая порог левой лапой, то желание исполнится.

Вам нужно взять зеркало средних размеров. На нем кусочком сухого мыла напишите желание. Положите зеркало под подушку и ложитесь спать. Если с утра вы не обнаружите надписи на зеркале, значит ваше желание было услышано.

Для тех, кто 19 января собирается окунаться в прорубь, отлично подойдет следующий вариант. Загадывайте желание в процессе погружения в воду. Уже на следующий день, 20 января в 3 часа ночи выйдите на улицу и попросите Бога еще раз о вашем желании.

Также можете захватить с собой на прорубь камень из аквамарина или перламутра. Представьте, что ваше желание яркая вспышка света. Загадайте его и бросьте камень в воду.

Если вы собирайтесь 19 января зайти в церковь, то не забудьте поставить там свечку в какой-нибудь тихий, скромный уголок. Она принесет вам и вашей семье удачу на год вперед.

Без морщин весь год

Рано утром 19 декабря налить крещенскую воду в миску и посмотреть на свое отражение. Рассматривать себя надо очень внимательно, замечая морщинки и изъяны, после чего три раза омыть руками лицо. Оставшейся водой полейте цветы. Эффект увеличится, если вода будет из реки, куда женщина сама рано поутру сходит за ней. После такой волшебной процедуры весь год ваше лицо будет свежим и привлекательным.

На самом деле важен не столько процесс обряда, сколько вера. Вера в Бога и в исполнении ваших желаний. Вы можете просто выйти на балкон и, глядя на звездное небо, попросить Господа об исполнении ваших желаний.

Вконтакте

Одним из главных праздников для христиан является Крещение Господне. Его также называют Богоявлением. Считается, что именно в этот день крестил в водах Иордана Иисуса Христа. Этот праздник приверженцы православной христианской веры отмечают 19 января. что готовить в этот день, какие поверья связаны с ним... Все это вы узнаете, прочитав эту статью.

О празднике

О Крещении упоминают в своих откровениях все четыре евангелиста. А вот название Богоявления этот праздник получил вследствие того, что во время крещения Иоанном Предтечей Иисуса в священных водах Иордана него с небес сошел Святой Дух в образе белоснежного голубя. Об этом написано в Евангелии от Луки. После того как с небес спустился голубь, среди рокота раздался глас божий, который провозгласил Иисуса своим возлюбленным сыном. Сегодня православные христиане празднуют Крещение 19 января, а вот католики продолжают отмечать этот праздник 6 января. Естественно, любую хозяйку в канун праздника интересует, что готовят на Крещение, 19 января. Ведь мы привыкли, что каждый церковный праздник имеет свои особые традиции, которые в большинстве случаев связаны с приготовлением того или иного блюда.

Празднование

Если следовать всем правилам, то праздник Богоявления, или Крещения нужно отмечать 8 дней, из которых 4 - предпразднество, а остальные 4 - послепразднество. И в эти дни не столь важно, что готовить на праздник Крещения, важнее то, что крещенская освященная вода является “живительной “ и способствует излечиванию многих недугов. Кстати, в народе принято считать, что в Крещенье даже вода из-под крана является особенной. Если нет возможности сходить в храм за водой, то можно выпить стакан ее из-под крана, и только через некоторое время (не менее получаса) после этого можно завтракать. А вот освященную крещенскую воду, принесенную из храма, нужно употреблять по ложке натощак. В домах верующих такую воду хранят в Кстати, если вас интересует, что готовят на Крещение, 19 января, то в сочельник нужно есть постные блюда, а вот на сам праздник - уже все, что пожелаешь. Тем не менее есть кое-какие блюда, наличие которых на не просто желательно, но и обязательно, например, целиком зажаренный поросенок.

19 января - меню предпраздничного и праздничного стола

Итак, основные блюда в сочельник должны быть постными, например, кутья, постные пироги, печенья, узвар, лепешки, кисель и т. д. Этих кушаний должно быть на предпраздничном столе либо семь, либо девять или двенадцать. Кутью в старину, как правило, запивали узваром. Печенья имели форму крестов, блины готовили из пшеницы или овса, затем лепили вишней, и т. д. Еще одним постным блюдом в сочельник являются голубцы без употребления мяса, то есть вместо начинки используется рис с овощами, а также борщ с фасолью. На Украине в этот день пекли караваи - карачуны. При этом люди не только ели эти кушанья, но и кормили ими домашний скот.

Кутья - сочиво

Вот что готовят на Крещение (19 января) хозяйки. Рецепт и способ приготовления мы расскажем вам в этой главе.

Необходимые продукты

  • очищенная пшеница - 100-200 граммов;
  • мед - две столовые ложки;
  • мак - 50 г;
  • сухофрукты или цукаты - 1 горсть;
  • орехи грецкие, кешью, миндаль (ядра) и др. — 1 стакан.

Способ приготовления

1. Замочить зерна пшеницы, залив их холодной прокипяченной водой. Через несколько часов лишнюю воду слить, снова добавить воду и поставить на плиту вариться.

2. После того как вода в кастрюле закипит, огонь убавить и варить еще около 40 минут.

3. Мак промыть, залить кипятком и оставить в сторонке набухать, то же самое проделать и с сухофруктами.

4. После того как пшеница сварится, откинуть ее на дуршлаг и дать воде стечь.

5. Набухший мак перетереть в ступке или в блендере до образования молокообразной массы.

6. Орехи, если есть надобность, нужно слегка поджарить (без добавления масла) на сковороде, а мед - развести теплой водой до образования густого сиропа.

7. Сухофрукты разрезать на мелкие куски.

8. Все ингредиенты смешать в глубокой миске. В конце залить все медовым соусом.

9. Кутью переложить на праздничное блюдо и украсить цельными сухофруктами.

Крещенское печенье - “Крест”

Конечно же, одним из основных угощений на крещенском столе являются креста. Для их приготовления нужны следующие ингредиенты: мука (четверть килограмма), одно яйцо, полпачки сливочного масла и полстакана сахарного песка, а также на кончике ножа соль и ванилин. Все ингредиенты нужно смешать и замесить эластичное тесто. Затем его раскатать на столе в пласт и разрезать на полоски, а из них сформировать кресты, серединку украсить орехом или цукатом. Печь в духовке до золотистого оттенка.

Народные приметы на 19 января - Крещение Господне

В народе есть множество примет, которые связаны с праздником Крещения. Вот некоторые из них. Если в полдень облака на небе синие - это значит, что предстоящий год будет урожайным. То же самое означает, если ночь в Богоявление идет хлопьями снег. А вот если она безоблачная и звезды светят ярко, то год предстоит неурожайный. Если в эту ночь слышен заливистый лай собак, то это также означает, что охотникам в этот год будет везти. Если в крещенскую ночь разыгралась метель, то это значит, что зима будет долгой и будет продолжаться еще 3 месяца. А вот если на Крещение будет полнолуние, то весной нужно ждать половодья.

Традиции

Несмотря на морозы, в Крещенье после молитвы люди начинают нырять в реки, в проруби. Это делается для того, чтобы излечиться от болезней. Считается, что те, кто крестятся в этот день, будут всю жизнь счастливыми. И помолвка, совершенная в этот день, тоже к счастью. После праздника Богоявления до Масленицы на Руси начинался период свадеб. В Крещенскую ночь девушки гадали на первого встречного. Если им оказывался старик, то это было не к добру, если же молодой парень - то это означало скорое замужество. В некоторых поселениях в этот день происходили смотрины будущих невест. Девушки наряжались и стояли на берегу. Те, которые хотели выйти замуж, надевали рубашку с красными полосами по подолу. Естественно, что каждая из них знала, что готовят на крещение 19 января, и сама готовила эти кушанья. И когда приходили в их дом сваты, то мать девушки, угощая их, хвалилась, что все эти вкусности приготовила ее дочь. Также существовало такое поверье: с утра если “небо открыто” (то есть не покрыто тучами), то нужно помолиться небесам, и любая просьба будет услышана Богом. С древности в городах и деревнях на покрытых льдом реках вырезались проруби - иордани, - куда и ныряли верующие. Считалось, что нужно набрать воды с трех иорданей и хранить ее до весны, а затем кропить почву для того, чтобы был хороший урожай.

И Спаса нашего Иисуса Христа

В этот день христиане всего мира вспоминают одно из ключевых евангельских событий - Крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

У Крещения существует и второе название, Богоявление, которое он получил в память о чудесном происшествии, которое случилось с Иисусом Христом во время обряда.

Крестил Иисуса пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Евангелие рассказывает нам, как во время обряда, на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. В тот же момент, голос с неба провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

После своего крещения Иисус Христос, отправился в уединении в пустыню, где в молитве и посте готовился к исполнению своей важнейшей миссии, с которой он явился на землю.

Православная церковь относит праздник Крещения Христа к числу двунадесятых. По юлианскому календарю праздник отмечается 6 января, а по новому стилю — 19 января. Крещения Господне завершает собой рождественские святки.

«В этот день все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Традиционно, в день праздника Богоявления, совершается водосвятие. Святят воду дважды - накануне праздника, а затем непосредственно в сам святой день.

19 января, на Крещение, в любом местном водоеме прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Неподалеку от нее устанавливается аналой и деревянный крест с ледяным голубком, который символизирует Святой Дух.

После обязательной праздничной литургии, люди отправлялись к проруби. Священник служил молебен, после чего трижды опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божье благословение.

По традиции, крещенскую воду, которую набрали из освященных источников, хранят целый год - до следующего праздника Крещения. При необходимости, ее следует пить на голодный желудок, параллельно молясь.

Несмотря на то, что в праздник Крещения Господнего нет поста, день накануне — Сочельник, необходимо провести соблюдая строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы, меда и изюма.

Как сообщала Politeka,

Экология жизни: Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Сущность Праздника

Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления. В единстве этих праздников являются все три лица Пресвятой Троицы:

    в Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий;

    при крещении Сына Божиего, из отверстых небес "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк. 3, 22);

    и был слышен Глас с Небес провозгласивший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".

Богослужение

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием.

Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения (малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время). Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме. Второе - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

В день Крещения обряд освящения воды совершается в проруби, сделанной в виде православного креста. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня. Второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Поэтому Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Библейские события

Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве плотницким ремеслом.

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”.

Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него.

У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Иисус Христос не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения.

Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на Землю. Иисус Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место расположения Святого Крещения

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города - дом переправы.

Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи , в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Православные Святки

Святки в православии - это двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Часто также святки именуются святыми вечерами, в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после торжества Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это служили 13 бесед св. Ефрема Сирина, вымолвленных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается духовным уставом преподобного Саввы Освященного.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., круглые дни от Рождества Христова до Богоявления наречены праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих пунктах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднований того же времени.

Работает православный закон который запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевало соблазнительные песни ". опубликовано

mob_info