Явление святого князя даниила. Святой Даниил Московский: житие, в чем помогает

В своих молитвах православные верующие часто обращаются к святым. Некоторых из них даже выбирают в качестве небесных покровителей. Они оберегают, поддерживают и всегда отвечают на искренние мольбы. В данной статье речь пойдет о святом Данииле Московском, его житии и особенностях почитания. Каково значение и наследие князя в истории России? И в чем помогает святой Даниил Московский?

Житие

Согласно историческим данным, Даниил был младшим Предположительно он родился в конце 1261 года и получил имя в честь Даниила Столпника. Память этого святого отмечается 11 декабря. Поэтому историки предполагают, что четвертый сын Александра Невского родился в ноябре или декабре. Позднее князь своего небесного покровителя изображал на печатях, возвел монастырь в его честь.

Когда маленькому Даниилу исполнилось два года, он потерял отца. Воспитанием его занялся родной дядя Ярослав Ярославич. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом и была ослаблена княжескими междоусобицами. Согласно Тверской грамоте, после смерти Ярослава Ярославича в 1272 году Московское княжество перешло Даниилу в правление. По сравнению с вотчинами старших братьев Дмитрия и Андрея, его удел отличался скудностью и небольшой территорией. Однако уже с первых дней своего правления Даниил Александрович стал вносить существенные изменения в жизнь и устройство Московского княжества. Так, в первый год была устроена Спасо-Преображенская церковь во дворе Кремлевского дворца.

Правление

Житие святого Даниила Московского и его княжение сыграли важную роль в истории России. Он участвовал в противостоянии старших братьев, которые боролись за власть над Северо-Восточной Русью и Новгородом. В этих конфликтах Даниил Александрович проявил себя как миролюбец. Так, в 1282 году он собрал войска московские, тверского князя Святослава и брата Андрея и двинулся на город Дмитрия. Однако уже при встрече у ворот, во многом при участии Даниила, был заключен мир.

Московский князь неустанно заботился и о своем народе. Вернувшись в стольный град, он основал монастырь на берегу Москвы-реки, на Серпуховской дороге. Обитель была устроена в честь небесного покровителя князя. Позже она стала называться Даниловской (или Свято-Данилов Спасской).

В 1283 году монастырь был разорен. Брат Дмитрий все же стал владимирским князем. Но Андрей не мог смириться с этим. И сговорился с полководцами Золотой орды о походе на Северо-Восточную Русь. Это событие отмечено в истории «Дуденевой ратью» по имени главного военачальника Тудана (или, как сказано в русских летописях, Дюденя).

После долгих кровопролитных распрей старшим братьям удалось помириться. Дмитрий отказался от владимирского княжения. Однако по пути в удельный город Переславль-Залесский он тяжело заболел, постригся в монахи и вскоре умер.

Святой князь Даниил Московский выступал на стороне Дмитрия, а после его смерти возглавил союз против Андрея. В 1296 году последний принял владимирское княжение. Конфликт между братьями обострился. Произошел съезд князей, на нем присутствовали епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский. Они убедили братьев заключить мир.

В это же время Даниил Александрович был приглашен княжить в Великий Новгород. Это свидетельствовало о возросшем политическом влиянии Москвы. По этому случаю князь устроил Богоявленский монастырь, а через четыре года - архиерейский дом и собор в честь святых Петра и Павла.

Место погребения

В 1303 году князь постригся в монахи, последние дни провел в Даниловском монастыре. Справедливость, милосердие и благочестие стяжали уважение к правителю и возвели его в лик святого благоверного князя Даниила Московского.

О месте погребения его существует две версии. Первая связана с пергаментной Троицкой летописью. В 1812 году она сгорела, но до этого момента ее увидел Н. М. Карамзин. Он сделал выписку о смерти князя, из которой следует, что Даниил Московский был захоронен близ Архангельского собора в московском Кремле. Об этом свидетельствует и миниатюра Лицевого летописного свода. А в описании ее сказано: «…И положен был в церкви Святого Михаила Архангела на Москве, в своей отчине».

Вторая версия принадлежит Степенной книге, где говорится, что местом погребения правителя стало братское кладбище в Даниловском монастыре. В подтверждение этому существует несколько преданий.

Во времена правления князя Василия III произошел грандиозный случай. Вместе с подданными он проезжал недалеко от места погребения Даниила Московского. В этот момент боярин князя Иван Шуйский упал с лошади. Ему никак не удавалась взобраться в седло. Поэтому он решил использовать надгробный камень в качестве приступка, чтобы легче было залезть на лошадь. Прохожие, завидев это, пытались всячески отговорить боярина. Но он был упрямым. Шуйский встал на камень. Но едва занес ногу на седло, как конь его встал на дыбы и упал замертво, придавив собой боярина. После этого Шуйский долго не мог оправиться. Он находился в тяжелом состоянии, пока священнослужители не помолились о нем на Даниловой могиле. Этот случай был далеко не единственным, произошедшим здесь. Иван Грозный и его приближенные не раз становились свидетелями чудесных исцелений. Поэтому могущественный царь установил проведение ежегодного крестного хода к этому месту и службы панихиды.

Существует еще предание, что князь пришел во сне к царю Алексею Михайловичу в 1652 году и попросил вскрыть его гробницу. Все было исполнено. И нетленные чудотворные мощи святого Даниила Московского были обретены и перенесены в храм Семи Вселенских Соборов (на территории Даниловского монастыря). А самого князя приобщили к После революции 1917 года рака оказалась в Троицком соборе. А в 1930 году ее перенесли за южную стену храма Воскресения Словущего. Где находятся мощи святого Даниила Московского сегодня, неизвестно. После закрытия церкви данные о них потеряны.

Итоги правления

Московские владения, которые получил в наследство маленький Даниил, были малы и играли второстепенную политическую роль. Они были ограничены бассейном реки Москвы, не имея выхода к Оке. А во время междоусобиц Дмитрия и Андрея вовсе разорила княжество. Но уже с 1300 года политическое влияние Москвы начинает расти, территория расширяется. В 1301-1302 гг. князь захватил Коломну и присоединил к своим владениям Переславль.

В церковном отношении святым Даниилом Московским построено несколько архиерейских домов, храмов и монастырей. Их посещали митрополиты со всей Руси. Также в Даниловском монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Все это положило начало пути перенесения верховной церковной власти в Москву, которое при участии наследников произошло в 1325 году.

Даниил Московский также создавал коммуникации. Во время его правления была построена Большая ордынская дорога, объединяющая различные направления. Так Москва стала важным городом на перекрестке торговых путей.

Семья

Имя жены святого Даниила Московского точно неизвестно. Однако в некоторых источниках упоминается некая Евдокия Александровна. Всего у князя было пять наследников:

  • Юрий Даниилович (1281-1325) правил в Переславле и Москве. Присоединил Можайское княжество. При попытке добиться ярлыка на великое княжение в 1325 году был зарублен в порыве гнева тверским правителем Дмитрием Грозные Очи.
  • Борис Даниилович - правил в Костромском княжестве. Точный год рождения неизвестен. Умер в 1320 году. Погребен в городе Владимире, рядом с церковью Богоматери.
  • Иван I Калита (1288-1340) - князь Московский, Владимирский и Новгородский. Существует две версии происхождения его прозвища. Одна связана со сбором тяжелой дани для Золотой орды. Вторая повествует о том, что князь носил с собой мешочек с деньгами для нищих или покупки новых земель.
  • Афанасий Даниилович дважды был поставлен старшим братом во главу Новгорода (1314-1315, 1319-1322). Незадолго до смерти постригся в монахи.
  • Исторические летописи содержат сведения о еще одном сыне святого Даниила Московского - Александре. Он умер до 1320 года и был вторым по старшинству. Однако больше никакой информации о нем не сохранилось.

Память и почитание

В 1791 году князь был канонизирован для местного почитания. Днями святого Даниила Московского стали 17 марта и 12 сентября по новому стилю. Первый связан с основанием Собора Московских святых, второй - с обретением мощей. В дни памяти святого Даниила Московского именины празднуют Даниил, Александр, Василий, Григорий, Павел и Семен. Также в храмах проходят богослужения.

В 1988 году патриарх Пимен и Священный синод учредили орден Святого Благоверного Князя Даниила Московского в трех степенях.

В подмосковном Нахабине, недалеко от центра инженерных войск РФ, построен храм в память о святом. Теперь он является небесным покровителем этого центра и всей Российской армии.

В 1996 году именем князя названа подводная лодка Северного флота.

Даниловский монастырь

Самым первым и важным историческим и духовным памятником в списке наследия Даниила Московского является обитель на Москве-реке. Даниловский монастырь имеет многовековую историю. Основанный в 13-м веке, он не раз разрушался, перестраивался и был перепрофилирован.

После похода Дюденевской рати на Москву обитель пришла в упадок. Реконструкцией ее занялся Иван Грозный лишь в 1560 году. Здесь был возведен храм Семи Вселенских соборов и освящен митрополитом Московским Макарием.

Однако спустя 30 лет во время нашествия крымского хана Казы-Гирея он превратился в укрепленный лагерь. А в период Смуты и вовсе был разрушен. Третье возрождение обители произошло в 17-м веке, когда ее обнесли кирпичной стеной с семью башнями. Число монахов стало расти. Согласно документальным источникам о землевладении, в 1785 году Даниловскому монастырю принадлежали 18 десятин земли (чуть больше 43 тысяч кв.м).

В 1812 году он вновь был разорен. Ризницу успели вывезти в Вологду, а казну направили в Позднее на территории монастыря действовали богадельни для престарелых священнослужителей и их жен. Во время революции обитель формально была закрыта. Но монастырская жизнь продолжалась по явочному порядку. Настоятелем был архиепископ Феодор Волоколамский, а в послушании у него жили 19 монахов. На тот момент Даниловскому монастырю принадлежали уже 164 десятины земли (почти 394 тысячи кв.м).

В 1929 году обитель закрыли и перепрофилировали под детский изолятор НКВД. Была разобрана колокольня. А сами колокола от переплавки спас американский промышленник-дипломат Чарльз Крейн. До 2007 года они хранились в Гарвардском университете. Также был уничтожен монастырский погост (или некрополь). Прах писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, а могилу живописца В. Г. Перова - на кладбище Донского монастыря.

И наконец в 1982 году, незадолго до смерти, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Московской патриархии. Через год слово «Донской» было исправлено на «Данилов». Были организованы строительные работы, в ходе которых отреставрировали Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, возвели надкладезную часовню, Братский корпус в четыре этажа, гостиничный комплекс (за южной стеной обители) и освятили храм Серафима Саровского (1988). А в 2007 году в Даниловский монастырь вернулся колокольный ансамбль из Гарвардского университета.

Сегодня на территории обители действует воскресная школа и катехизические курсы для взрослых. Также есть собственное издательство «Даниловский благовестник».

Среди известных посетителей монастыря были 40-й президент США Рональд Рейган с супругой и Госсекретарь США Джордж Шульц.

Дважды в год в память о первооснователе Данииле Московском в обители проходят большие богослужения.

Молитва

В чем помогает святой Даниил Московский? Это главный вопрос православных верующих. Ведь князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

Существует и общая молитва, с которой можно обращаться каждый день к святому (не только носителям имени Даниил/Данил):

Моли Бога о мне (нас), святый угодниче Божий Даниил Московский, яко аз (мы) усердно к тебе прибегаю (прибегаем), скорому помощнику и молитвеннику о душе (душах) моей (наших).

О чем молятся святому князю Даниилу Московскому священнослужители? О мире в стране, о снисходительном нраве властей. Небесный покровитель защищает государство в случае военной опасности и помогает в преодолении конфликтов.

О мощах святого Даниила Московского теперь ничего неизвестно. Но в церковных записях Троицкого собора говорится о чудесных исцелениях болящих, обращавшихся когда-то к раке князя.

Икона

Одним из первых святых образов является икона святого Даниила Московского, относящаяся к 17-18 вв. На ней князь изображен со Священным писанием в руке. Перед ним расположен московский Кремль (белокаменный). А в верхнем левом углу изображена Святая Троица. Икона долгое время хранилась в Даниловском монастыре. Сегодня существуют ее копии.

Образ знаменитого князя широко используется в современной иконописи. Существуют специальные центры при храмах России, где можно заказать икону святого Даниила Московского. Либо приобрести именной образ или медальон. Как правило, на обратной стороне их располагается молитва или тропарь в честь святого. Нередко князя изображают с его отцом - Александром Невским. Такие образы помогают мирянам сохранить мир в семье, а церковь защищают от ересей и расколов.

Мозаичными иконами Даниила Московского и барельефами с его изображением украшены фасады и приделы многих храмов в Московской области. Например, церковь Христа Спасителя, собор Даниила Московского в Нахабино.

Можно найти в Даниловском монастыре. Вообще, вся территория здесь имеет особую атмосферу исторической памяти и святости. Молитва святому Даниилу Московскому перед иконой, как и любому другому покровителю, должна быть искренней, идти от сердца верующего. Священнослужители рассказывают, что иногда прихожане сетуют на святого, говоря, что все их моления тщетны. Надо помнить о справедливом нраве Даниила Московского. Он помогает действительно нуждающимся людям и только в светлых и чистых намерениях и делах.

В культуре

Святому Даниилу Московскому посвящен исторический роман «Младший сын». Автором его стал Дмитрий Балашов - филолог-русист и общественный деятель 20-го века. Точный год создания романа неизвестен. В произведении приведены научные сведения о жизни и княжении Даниила Московского, его семье и роли в становлении Москвы как экономического, политического, а главное, духовного центра России. Здесь также описаны причины распрей братьев Андрея и Дмитрия. Роман является первым из серии «Государи московские» и охватывает временной период с 1263 по 1304 гг.

В 1997 году по поводу на Серпуховской площади был установлен памятник знаменитому князю. Его авторами стали скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов и архитектор Д. Соколов. В левой руке Даниил Московский держит храм, а в правой - меч. Причем оружие находится в опущенном положении. В этом заключен миролюбивый нрав правителя, который считал распри и кровопролития неугодным Богу делом.

Святой благоверный князь Даниил – сын святого благоверного Великого князя Александра Невского. Родился князь Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице могущественного княжества Владимирского. Он рано осиротел – князь Александр умер в ноябре 1263 года, возвращаясь на Русь из Золотой Орды.

При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств – Московское. Но Господь даровал князю Даниилу иные богатства – сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила еще при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим князем Московским».

Это время было особенно трудным для Руси: татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы. И именно миролюбие было в те годы самым необходимым и самым редким качеством для правителя. Святой князь Даниил за тридцать лет своего правления не только ни разу не пытался расширить свои владения силой, но более того – многократно при­мирял враждовавших князей.

В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся воинственностью и властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое должно было помочь ему отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия. Татары, подойдя к Москве, каким-то образом, как говорится в летописи, «обольстиша» князя Даниила и, въехав в город, разграбили его, как до этого поступили уже со многими русскими городами. Князь Даниил разделил со своими подданными тяготы этого нашествия, он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям своего княжества и скорейшее возобновление города Москвы. И город быстро поднялся.

Через два года князь Даниил все-таки вынужден был выступить против «немирного и свирепого» князя Андрея близ места Юрьево Полчище, полки девять дней стояли друг против друга, но и здесь стремление к миру Московского князя возобладало, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда князь Рязан­ский Константин с помощью одного из татарских ханов собрался напасть на Московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татар­ский отряд у Переяславля Рязан­ского. Но святой князь не воспользовался победой, как это обычно делал победитель – чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил с собой.

Победа Московского князя Даниила над татарами у Переяславля Рязанского имеет важнейшее значение для Русской истории – она предвосхитила победу на Куликовом поле в 1380 году, при правнуке святого князя Даниила – святом князе Димитрии Донском. Это была первая победа над поработителями, первый порыв к свободе от ига, она подняла русский дух.

Святой князь Даниил никогда не пытался захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения Московскому князю. Переяславское княжество было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей и укреплению главного города (ныне Переславль-Залесский), но святой князь Даниил остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русских земель вокруг Москвы в единую, мощную державу.

Благочестие святого князя Даниила проявлялось также в особом попечении о строительстве в своем уделе храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм «Спас-на-Бору». Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки святой князь воздвиг церковь в честь преп. Даниила Столпника и основал при ней первый в Москве мужской монастырь. В 1296 году благоверный князь Даниил основал еще один монастырь в Москве –Богоявленский. В 1300 году на Крутицах был построен архиерейский дом и храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Так управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своего земного пути и на 42-м году жизни, 4/17 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, скончался. О великом христианском смирении князя говорит то, что погребен он был, по его завещанию, даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а на монастырском кладбище, среди могил простых иноков –«конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен быти», как говорит об этом летопись.

Святой князь Даниил при земной своей жизни заслужил всеобщую любовь и благодарность своих современников, оставив по себе долговременную память князя доброго, справедливого и благоразумного. Божие благоволение лежит на всех делах князя Даниила: росла и превратилась в первопрестольную столицу Православной Руси Москва, Московское княжество стало великой Российской державой.

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро-дил-ся в 1261 го-ду и был чет-вер-тым сы-ном свя-то-го ве-ли-ко-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го. В жиз-ни св. бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем, кро-то-стью и ми-ро-лю-би-ем.

Во все дни его жиз-ни ни-кто не на-нес ущер-ба дер-жа-ве его, и сам он не по-ку-шал-ся на-си-ли-ем при-об-ре-тать чу-жие об-ла-сти, бла-го-да-ря Бо-га за дан-ное ему в жре-бий бла-го-сло-вен-ное на-сле-дие - дер-жа-ву пре-слав-но-го гра-да Моск-вы. Со вре-мен бла-жен-но-го кня-зя Да-ни-и-ла честь и сла-ва пер-во-кня-же-ния и пер-во-свя-ти-тель-ства на-ча-ли при-бли-жать-ся к бо-го-лю-би-во-му гра-ду Москве. В 1302 г. Мос-ков-ское кня-же-ство уве-ли-чи-лось за счет мир-но-го при-со-еди-не-ния Пе-ре-я-с-лав-ско-го кня-же-ства. Од-на-ко св. князь не услаж-дал-ся вла-сто-лю-би-ем, но, ограж-да-ясь стра-хом Бо-жи-им, пре-успе-вал в бра-то-лю-бии.

Бо-го-угод-но гос-под-ствуя в Мос-ков-ских пре-де-лах, св. князь Да-ни-ил по-стро-ил за Моск-вой-ре-кой мо-на-стырь, ко-то-рый стал на-зы-вать-ся по его име-ни Да-ни-лов-ский. В этом мо-на-сты-ре сам князь при-нял ино-че-ское по-стри-же-ние. При-няв схи-му, св. бла-го-вер-ный князь на 42 го-ду жиз-ни мир-но ото-шел ко Гос-по-ду 4 мар-та 1303 го-да. 30 ав-гу-ста 1652 го-да мо-щи его бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми.

Бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил Мос-ков-ский, сын бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го, скон-чал-ся 4 мар-та 1303 го-да. 30 ав-гу-ста 1652 го-да мо-щи его бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми. Све-де-ния о нем по-ме-ще-ны 4 мар-та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил Мос-ков-ский ро-дил-ся во Вла-ди-ми-ре в 1261 го-ду. Он был чет-вер-тым сы-ном свя-то-го Алек-сандра Яро-сла-ви-ча Нев-ско-го (па-мять 30 ав-гу-ста и 23 но-яб-ря) и пра-вед-ной Вас-сы. Двух лет от ро-ду он ли-шил-ся от-ца. Вре-мя пре-став-ле-ния его ма-те-ри в ле-то-пи-сях не ука-за-но, из-вест-но толь-ко, что по-гре-бе-на она в церк-ви в честь Рож-де-ства Хри-сто-ва во Вла-ди-мир-ском Успен-ском мо-на-сты-ре (Кня-ги-нин мо-на-стырь) и у окрест-ных жи-те-лей по-чи-та-лась пра-вед-ной.

В 1272 го-ду бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил по-лу-чил до-став-ший-ся ему по раз-де-лу го-род Моск-ву с при-ле-га-ю-щи-ми зем-ля-ми. Бла-го-вер-ный князь по-стро-ил на бе-ре-гу Моск-вы-ре-ки храм (и при нем мо-на-стырь) в честь сво-е-го те-зо-име-ни-то-го по-кро-ви-те-ля, пре-по-доб-но-го Да-ни-и-ла Столп-ни-ка (па-мять 11 де-каб-ря). Мос-ков-ское кня-же-ство бы-ло в те вре-ме-на ма-лень-ким и неза-вид-ным. Воз-му-жав-ший бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил укре-пил и уве-ли-чил его, но не пу-тем неправ-ды и на-си-лия, а ми-ло-сер-ди-ем и ми-ро-лю-би-ем. Неспо-кой-но бы-ло на Ру-си. Меж-до-усо-би-цы меж-ду удель-ны-ми кня-зья-ми бы-ли по-сто-ян-ны-ми. И ча-сто, бла-го-да-ря бла-го-вер-но-му кня-зю Да-ни-и-лу, его неустан-но-му стрем-ле-нию к еди-не-нию и ми-ру на Рус-ской зем-ле, уда-ва-лось предот-вра-тить кро-во-про-ли-тие. Ко-гда в 1293 го-ду его брат, ве-ли-кий князь Ан-дрей Алек-сан-дро-вич, вме-сте с при-зван-ны-ми из Ор-ды та-та-ра-ми во гла-ве с Дю-де-нем («Дю-де-не-ва рать») опу-сто-шил рус-ские го-ро-да: Му-ром, Суз-даль, Ко-лом-ну, Дмит-ров, Мо-жайск, Тверь, бла-го-вер-ный князь ре-шил-ся впу-стить их в Моск-ву, чтобы спа-сти на-род от ги-бе-ли. Сил для от-по-ра не бы-ло. Вме-сте со сво-им на-ро-дом князь пе-ре-жи-вал тя-го-ты ра-зо-ре-ния и раз-боя. От-ста-и-вая свои пра-ва, свя-той Да-ни-ил был вы-нуж-ден в 1295 го-ду вы-сту-пить про-тив сво-е-го бра-та близ ме-ста, на-зы-ва-е-мо-го Юрье-во Тол-чи-ще, но и здесь стрем-ле-ние к ми-ру по-бе-ди-ло в нем, и кро-во-про-ли-тия уда-лось из-бе-жать.

В 1300 го-ду, ко-гда Ря-зан-ский князь Кон-стан-тин Ро-ма-но-вич, при-звав на по-мощь та-тар, за-ни-мал-ся тай-ны-ми при-го-тов-ле-ни-я-ми к вне-зап-но-му на-па-де-нию на зем-ли Мос-ков-ско-го кня-же-ства, пре-по-доб-ный Да-ни-ил по-шел с вой-ском к Ря-за-ни, раз-бил непри-я-те-ля, взял в плен Кон-стан-ти-на и ис-тре-бил мно-же-ство та-тар. Это бы-ла пер-вая по-бе-да над та-та-ра-ми, по-бе-да негром-кая, но за-ме-ча-тель-ная - как пер-вый по-рыв к сво-бо-де. Раз-бив Ря-зан-ско-го кня-зя и рас-се-яв его со-юз-ни-ков - та-тар, бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил не вос-поль-зо-вал-ся по-бе-дою, чтобы отобрать чу-жие зем-ли или взять бо-га-тую до-бы-чу, как это бы-ло при-ня-то в те вре-ме-на, а по-ка-зал при-мер ис-тин-но-го нес-тя-жа-ния, люб-ви и бра-то-лю-бия. Ни-ко-гда не брал-ся свя-той князь за ору-жие, чтобы за-хва-тить чу-жие зем-ли, ни-ко-гда не от-ни-мал соб-ствен-но-сти у дру-гих кня-зей ни на-си-ли-ем, ни ко-вар-ством. За это Гос-подь рас-ши-рил гра-ни-цы его вла-де-ний. Иоанн Ди-мит-ри-е-вич, князь Пе-ре-я-с-лав-ля-За-лес-ско-го, пле-мян-ник Да-ни-и-ла, крот-кий, бла-го-че-сти-вый и бла-го-тво-ри-тель ни-щих, ува-жал и лю-бил сво-е-го дя-дю. В 1302 го-ду, уми-рая без-дет-ным, он пе-ре-дал свое кня-же-ство свя-то-му Да-ни-и-лу. Пе-ре-я-с-лав-ская зем-ля вме-сте с Дмит-ро-вым бы-ла по-сле Ро-сто-ва пер-вой как по чис-лу жи-те-лей, так и по кре-по-сти глав-но-го го-ро-да. Пе-ре-я-с-лавль-За-лес-ский был хо-ро-шо за-щи-щен со всех сто-рон. Свя-той князь остал-ся ве-рен Москве и не стал пе-ре-но-сить сто-ли-цу кня-же-ства в бо-лее силь-ный и зна-чи-тель-ный по то-му вре-ме-ни Пе-ре-я-с-лавль. Это при-со-еди-не-ние вы-дви-ну-ло Мос-ков-ское кня-же-ство в чис-ло наи-бо-лее зна-чи-тель-ных. Здесь бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло объ-еди-не-нию Рус-ской зем-ли в еди-ную мощ-ную дер-жа-ву.

Как див-но на про-тя-же-нии ве-ков яс-но про-яв-лял-ся Про-мысл Бо-жий о на-шей Рус-ской Зем-ле, о ее судь-бе!

С бла-го-да-ре-ни-ем пом-ня о неот-ступ-ном Бла-гом Пу-те-во-ди-те-ле как в сво-ей лич-ной жиз-ни, так и в жиз-ни Рус-ско-го го-су-дар-ства, отец свя-то-го Да-ни-и-ла - свя-той бла-го-вер-ный князь Алек-сандр Нев-ский вы-ра-зил то в сло-вах - "Бог не в си-ле, а в прав-де".

В 1303 го-ду свя-той Да-ни-ил тя-же-ло за-бо-лел. Он при-нял ве-ли-кую схи-му и за-по-ве-дал по-хо-ро-нить се-бя в Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре. По глу-бо-ко-му сми-ре-нию он хо-тел быть по-гре-бен-ным не в церк-ви, а на об-щем мо-на-стыр-ском клад-би-ще. Скон-чал-ся бла-го-вер-ный князь 4 мар-та.

Не про-шло и 30 лет со вре-ме-ни пре-став-ле-ния бла-го-вер-но-го кня-зя Да-ни-и-ла, как ос-но-ван-ная им Да-ни-лов-ская оби-тель бы-ла в 1330 го-ду пе-ре-ве-де-на в Кремль, цер-ковь пре-вра-ще-на в при-ход-скую, а клад-би-ще ста-ло мир-ским. Во вре-ме-на ве-ли-ко-го кня-зя Иоан-на III (1462-1505) пре-по-доб-ный Да-ни-ил на-пом-нил о се-бе за-быв-чи-вым по-том-кам. Юно-ше из окру-же-ния ве-ли-ко-го кня-зя явил-ся некто неиз-вест-ный и ска-зал: «Не бой-ся ме-ня - я хри-сти-а-нин и гос-по-дин се-го ме-ста, имя мое Да-ни-ил, князь Мос-ков-ский, по во-ле Бо-жи-ей я по-ло-жен здесь. Ска-жи от ме-ня ве-ли-ко-му кня-зю Иоан-ну: сам ты уте-ша-ешь се-бя, а ме-ня за-был, но не за-был ме-ня Бог». С то-го вре-ме-ни ве-ли-кий князь уста-но-вил петь со-бор-ные па-ни-хи-ды по род-ствен-ни-кам - кня-зьям. Во вре-ме-на ца-ря Иоан-на Гроз-но-го при гро-бе пре-по-доб-но-го Да-ни-и-ла ис-це-лил-ся уми-ра-ю-щий сын ко-ло-мен-ско-го куп-ца. Царь, по-ра-жен-ный чу-дом, воз-об-но-вил древ-ний Да-ни-лов мо-на-стырь и уста-но-вил еже-год-но со-вер-шать мит-ро-по-ли-ту со свя-щен-ным со-бо-ром крест-ный ход к ме-сту по-гре-бе-ния бла-го-вер-но-го кня-зя и слу-жить там па-ни-хи-ды.

В 1652 го-ду бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил был про-слав-лен об-ре-те-ни-ем свя-тых нетлен-ных мо-щей, ко-то-рые 30 ав-гу-ста бы-ли пе-ре-не-се-ны в цер-ковь в честь Свя-тых Отец Сед-ми Все-лен-ских Со-бо-ров.

Свя-тые мо-щи бы-ли по-ло-же-ны в ра-ке «на про-слав-ле-ние Свя-тыя Тро-и-цы и на ис-це-ле-ние немо-щству-ю-щих». Мит-ро-по-лит Мос-ков-ский († 1812) в со-став-лен-ном им Жи-тии свя-то-го кня-зя пи-шет: «Сей-то пер-во-на-чаль-ный ос-но-ва-тель по-ло-жил на-ча-ло ны-неш-не-му ве-ли-чию Моск-вы, про-ло-жив для это-го ти-хи-ми сто-па-ми толь-ко ма-лую сте-зю. Ибо как и вся-кое зда-ние, со-ору-жа-е-мое не с чрез-вы-чай-ной по-спеш-но-стью, а толь-ко с боль-шим ис-кус-ством и ста-ра-ни-ем, по-лу-ча-ет осо-бую твер-дость и неру-ши-мо пре-бы-ва-ет дол-гое вре-мя; и как де-ре-во, мно-го ве-ков рас-ту-щее, на-чав преж-де с ма-ло-го пру-ти-ка, по-не-мно-гу утол-ща-ет-ся, и вет-ви его рас-про-стра-ня-ют-ся да-ле-ко окрест, так и гра-ду это-му над-ле-жа-ло воз-рас-ти от ма-лых, но твер-дых на-чал, чтобы пер-вый его блеск не омра-чил очи за-вист-ву-ю-щих и чтобы в пер-вое вре-мя не по-тря-стись и не пасть ему ско-рее, чем оно воз-рос-ло в свою вы-со-ту. Так преду-го-то-вил сей ве-ли-кий град ос-но-ва-тель, дав ему, хо-тя ма-лое, но не пре-ры-ва-ю-ще-е-ся ни-ка-ким ду-но-ве-ни-ем вет-ра си-я-ние, и предо-ста-вил боль-шую сла-ву его воз-вы-ше-ния сво-е-му сы-ну ве-ли-ко-му кня-зю Иоан-ну Да-ни-ло-ви-чу, про-зван-но-му Ка-ли-той».

Молитвы

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Княже́ния твоего́ сла́ву отложи́в,/ озаря́емый Боже́ственною благода́тию,/ Богому́дре кня́же Дании́ле, весь ра́зум в се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́/ к Зижди́телю неукло́нно возложи́л еси́/ и, я́ко звезда́ на восто́це Росси́йскаго госуда́рства просия́л еси́,/ целому́дрием же и равноа́нгельным твои́м житие́м/ тече́ние до́брое соверша́я,/ ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну,/ тем и по сме́рти просла́ви тя Бог в чудесе́х,/ я́ко источа́еши исцеле́ния ве́рно притека́ющим к честне́й ра́це твое́й;/ сего́ ра́ди днесь пра́зднуем успе́ние твое́, лю́дие твои́./ Ты же, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ спасти́ оте́чество твое́// и ми́рней бы́ти держа́ве на́шей.

Перевод: От княжеской славы отказавшись, просвещаемый Божественной благодатью, Богомудрый князь Даниил, весь разум и сердце от суетного мира этого ты без уклонений вверил Творцу и, как звезда, на востоке Российского государства ты просиял, целомудренно и подобно ангелу совершая прекрасный жизненный путь, сохранил непорочную веру, поэтому после смерти прославил тебя Бог в чудесах, так как ты изливаешь исцеление всем с верой приходящим к чтимой раке твоей. Поэтому сегодня празднуем успение твоё, люди твои. Ты же, как имеющий благоговейную смелость обращаться ко Христу, моли спасти Отечество твоё и в мире быть государству нашему.

Благодатноро́дный сын Твой,/ Всетвори́телю Го́споди Бо́же наш,/ щедрототво́рством христоподража́тельный оте́ц Дании́л/ в ева́нгельском запове́дании и благоразу́мном свое́м житии́/ чудесодарова́ние и Небе́сная со святы́ми пребыва́ния восприя́т/ от Тебе́, Спаси́теля на́шего Христа́ Иису́са./ Возыме́в бо Твое́ Боже́ственное посо́бие,/ суетномирски́я и плотоо́гненныя стра́сти упраздни́/ и враги́ де́моны, неви́димыя и ви́димыя злотво́рцы/ и разори́тели своего́ великокня́жескаго насле́дия, победи́./ Того́ моли́твами спаси́ вся,// зову́щия Тебе́: Аллилу́ия.

Перевод: Рожденный благодатью сын Твой, Творец всех Господи Боже наш, делами щедрости подражающий Христу отец Даниил в исповедании Евангелия и благоразумной своей жизни дар чудотворений и пребывание на Небесах со святыми получил от Тебя, Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо, получив Твою Божественную помощь, суету мирскую и сжигающие плотские страсти он искоренил и врагов-демонов, невидимых и видимых делателей зла и разрушителей своего великокняжеского наследия победил. Его молитвами спаси всех, взывающих к Тебе: «Аллилуйя».

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5

Благосла́вная похвало́ и благосве́тлый ве́нче/ ца́рствующаго гра́да Москвы́,/ всеблаже́нне Дании́ле, о́тче наш./ По́двигом бо до́брым подвиза́вся,/ благоуго́дное тече́ние соверши́л еси́,/ всера́достныя неконча́емыя жи́зни сподо́блься,/ зри́ши Го́спода Бо́га,/ Ему́же моли́ся,/ благочеству́ющим тя и лобыза́ющим богохрани́мыя твоя́ и чудесото́чныя мо́щи// спасе́ние и насле́дие Ца́рства Небе́снаго дарова́ти.

Перевод: Добрая слава, честь и светлый венец царствующего города Москвы, всеблаженный Даниил, отче наш. Подвигом отличным подвизаясь ты совершил благоугодный путь жизни, удостоившись радостной нескончаемой жизни, ты созерцаешь Господа Бога, Ему же молись, почитающим тебя и целующим хранимые Богом и источающие чудеса мощи твои даровать спасение и наследовать Царствие Небесное.

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 4

Яви́ся, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ благове́рный и преподо́бный кня́же Дании́ле,/ в богопоруче́ннем твое́м гра́де Москве́ в жи́зни вре́менней/ и просвети́ся воздержа́нием, и всено́щным стоя́нием, и посто́м,/ и моли́твою, и слеза́ми ко Всеми́лостивому Спа́су/ за град свой Москву́ и за вся стра́ны Росси́йския земли́./ И по преставле́нии твое́м честны́я твоя́ мо́щи/ источа́ют исцеле́ния неоску́дно приходя́щим с ве́рою,/ те́мже вопие́м ти:/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Явился, как звезда преяркая, благоверный и князь Даниил, в порученном тебе городе Москве в жизни временной и просветился , и всенощным стоянием, и постом, и молитвой, и слезами ко Всемилостивому Спасителю за город свой Москву и за все стороны Российской земли. И после твоего почитаемые твои источают исцеления обильно приходящим с верой, потому взываем к тебе: «Моли Христа Бога о спасении душ наших».

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 3

Яви́лся еси́ в стpане́ на́шей,/ я́ко звезда́ пpесве́тлая,/ благове́pный кня́же Дании́ле,/ луча́ми све́та твоего́ озаpя́я гpад твой и оби́тель твою́,/ лю́дем пpавосла́вным побо́pник еси́,/ пле́нным свободи́тель и ни́щим защи́титель./ Моли́ Хpиста́ Бо́га/ деpжа́ве Роси́йстей даpова́ти миp// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Явился ты в стране нашей, как преяркая звезда, благоверный князь Даниил, лучами света твоего озаряя город твой и обитель твою, людям православным ты в битвах союзник, плененных освободитель и нищих защитник. Моли Христа Бога государству Российскому даровать мир и спасти души наши.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Избра́нный Бо́гом от чресл роди́тельских/ и воспита́нный от младе́нчества в зако́не Госпо́дни в му́жа соверше́нна/ и Про́мыслом Вы́шняго, имени́таго гра́да Москвы́ насле́дие кня́жества прие́м,/ ве́рен строи́тель благочести́вым лю́дем твои́м показа́лся еси́, Богоблаже́нне Дании́ле,/ и́хже о́бразом свои́м наставля́я/ и поуча́я за́поведем Госпо́дним вы́ну,/ путе́м, веду́щим в живо́т ве́чный, при́сно ше́ствуя,/ Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́,// иде́же со а́нгельскими водворя́яся ли́ки, пое́ши Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод: Избранный Богом от рождения и воспитанный с младенчества в законе Господнем до зрелости мужа совершенного ( ) и Промыслом Всевышнего Бога получивший наследство княжения славного города Москвы, ты оказался верным управителем благочестивым людям твоим, в Боге блаженствующий Даниил, их же образом своим воспитывая и поучая всегда заповедям Господним, путем, ведущим в жизнь вечную, непрестанно идя, Небесного Царства ты достиг, где с ангельским пребывая хором, поёшь Богу: «Аллилуия».

Ин кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 8

Я́ко Богонасажде́нное и Богоразу́мное дре́во в Росси́и возра́сл еси́/ и многопло́дием Богоподо́бных доброде́телей твои́х утучня́еши сердца́ благочести́вых./ Те́мже в кре́пости по́мощи твоея́, преблаже́нне Дании́ле,/ от вся́ких нас бед свободи́,// да пое́м при́сно: Аллилу́ия.

Перевод: Как посаженное Богом и Богоразумное дерево ты вырос в России и многими плодами Богоподобных твоих питаешь сердца благочестивых. Потому силой помощи твоей, преблаженный Даниил, от всяких нас бед освободи, да воспеваем всегда: « ».

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 8

Красоту́ ми́ра сего́, княже́ние и сла́ву я́ко вре́менная помышля́я,/ и сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, блаже́нне кня́же Дании́ле,/ ми́лостию, и моли́твами, и и́ночеством Бо́гу угоди́в,/ и по преставле́нии свое́м чуде́с дар прии́м от Христа́ Бо́га,/ и свети́льник яви́ся пресве́тлый, просвеща́я свои́ми чудесы́,/ приходя́щим с ве́рою подае́ши ско́рое здра́вие и от бед избавля́еши./ Те́мже Христо́ва Це́рковь пе́сньми сла́вит тя, благочести́вый кня́же Дании́ле,// ца́рствующему твоему́ гра́ду Москве́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: Красоту мира этого, княжение и славу ты понимал как временные, и потому благочестиво в мире прожил ты, блаженный князь Даниил, милостью и молитвами, и монашеством Богу угодив, и после успения своего дар чудотворений получил от Христа Бога, и светильником преярким явился, просвещающим своими чудесами, приходящим с верой подаешь быстрое исцеление и от бед избавляешь. Потому Христова Церковь молитвенными песнопениями прославляет тебя, благочестивый князь Даниил, царствующего города твоего Москвы великая сила.

Ин кондак благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 6

Е́же по о́бразу соблю́д непрело́жно,/ и я́же в ми́ре тле́нная оста́вив,/ со а́нгельскими ли́ки предстои́ши Христу́,/ преподо́бне кня́же Дании́ле,/ ника́коже забыва́я чад твои́х,/ но ми́лостивно посеща́я и глаго́ля им:// аз е́смь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Образ Божий ты сохранил неизменно, и все, что в мире тленное, оставив, вместе с ангельскими чинами предстоишь Христу, преподобный князь Даниил, никогда не забывая чад твоих, но с состраданием посещая и говоря им: «Я с вами и никто против вас».

Величание благоверному князю Даниилу Московскому

Ублажа́ем тя,/ благове́рный кня́же Дании́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Це́ркве Христо́вы похвало́ высо́кая, гра́да Москвы́ стено́ необори́мая, держа́вы Росси́йския Боже́ственное утвержде́ние, преподо́бне кня́же Дании́ле! К ра́це моще́й твои́х притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас, па́мять твою́ воспева́ющих и с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое́ хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром страну́ на́шу, гра́ды и ве́си ея́ и оби́тель сию́ до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех твои́х насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я. Всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твами твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Христа́, Бо́га на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О, уго́дниче Бо́жий, святы́й благове́рный кня́же Дании́ле, са́да Христо́ва благово́нный цве́те, не́ба церко́внаго кро́ткая звездо́, земли́ на́шея небе́сный у́ме, гра́да Москвы́ и держа́вы на́шея му́дрый зда́телю. Те́плый к Бо́гу моли́твенниче, ско́рый в по́мощи, ми́лостивый в ну́ждах, к тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: бу́ди предста́тель наш пред Престо́лом Бо́жия сла́вы неусы́пный. Собери́ нас друг ко дру́гу, да печа́ли бли́жняго своего́ ки́йждо любо́вию нелицеме́рною приобща́ется. Онебеси́ ум наш, да, и́го тя́жкое земны́х попече́ний отве́ргше, бре́мя ле́гкое Христо́ва Ева́нгелия возлю́бим. Откры́й о́чи на́ши, да у́зрим нетле́нную красоту́ Госпо́дню и да не отчужде́ни бу́дем жи́зни Бо́жия. Ти́хость Ду́ха Бо́жия да соблюде́т се́рдце на́ше. Весна́ покая́ния да укра́сит дела́ на́ша. Кня́же ми́лостивый и ще́дрый, сохрани́ страну́ на́шу, град твой и зде моля́щихся тебе́ от вся́кия напа́сти, от враг ви́димых и неви́димых, от губи́тельства и гла́да, от междоусо́бныя ра́спри и внеза́пныя сме́рти. Отве́рзи нам две́ри милосе́рдия Бо́жия и изба́ви нас от вся́каго зла. Под кре́пкий покро́в благосты́ни твоея́ прибега́юще, мо́лим: бу́ди нам ти́хое приста́нище в ско́рбех. Остени́ нас моли́твами твои́ми. Соблюди́ нас от паде́ний грехо́вных и заблужде́ний, да се́рдцем сокруше́нным, ду́хом смире́нным в печа́ли и ра́дости при́сно зове́м: Го́споди, предста́тельством преподо́бнаго Твоего́ поми́луй нас. Ами́нь.

Молитва третья благоверному князю Даниилу Московскому

О, преподо́бне кня́же Дании́ле, к ико́не твое́й притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас (имена) , с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром прихо́д сей и храм сей до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех правосла́вных насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я; всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твам твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х свои́х Христа́ Бо́га на́шего вку́пе со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

фото дня

Святой благоверный князь Даниил – сын святого благоверного Великого князя Александра Невского. Родился князь Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице могущественного княжества Владимирского. Он рано осиротел – князь Александр умер в ноябре 1263 года, возвращаясь на Русь из Золотой Орды.

При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств – Московское. Но Господь даровал князю Даниилу иные богатства – сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила еще при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим князем Московским».

Это время было особенно трудным для Руси: татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы. И именно миролюбие было в те годы самым необходимым и самым редким качеством для правителя. Святой князь Даниил за тридцать лет своего правления не только ни разу не пытался расширить свои владения силой, но более того – многократно при­мирял враждовавших князей.

В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся воинственностью и властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое должно было помочь ему отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия. Татары, подойдя к Москве, каким-то образом, как говорится в летописи, «обольстиша» князя Даниила и, въехав в город, разграбили его, как до этого поступили уже со многими русскими городами. Князь Даниил разделил со своими подданными тяготы этого нашествия, он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям своего княжества и скорейшее возобновление города Москвы. И город быстро поднялся.

Через два года князь Даниил все-таки вынужден был выступить против «немирного и свирепого» князя Андрея близ места Юрьево Полчище, полки девять дней стояли друг против друга, но и здесь стремление к миру Московского князя возобладало, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда князь Рязан­ский Константин с помощью одного из татарских ханов собрался напасть на Московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татар­ский отряд у Переяславля Рязан­ского. Но святой князь не воспользовался победой, как это обычно делал победитель – чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил с собой.

Победа Московского князя Даниила над татарами у Переяславля Рязанского имеет важнейшее значение для Русской истории – она предвосхитила победу на Куликовом поле в 1380 году, при правнуке святого князя Даниила – святом князе Димитрии Донском. Это была первая победа над поработителями, первый порыв к свободе от ига, она подняла русский дух.

Святой князь Даниил никогда не пытался захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения Московскому князю. Переяславское княжество было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей и укреплению главного города (ныне Переславль-Залесский), но святой князь Даниил остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русских земель вокруг Москвы в единую, мощную державу.

Благочестие святого князя Даниила проявлялось также в особом попечении о строительстве в своем уделе храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм «Спас-на-Бору». Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки святой князь воздвиг церковь в честь преп. Даниила Столпника и основал при ней первый в Москве мужской монастырь. В 1296 году благоверный князь Даниил основал еще один монастырь в Москве –Богоявленский. В 1300 году на Крутицах был построен архиерейский дом и храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Так управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своего земного пути и на 42-м году жизни, 4/17 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, скончался. О великом христианском смирении князя говорит то, что погребен он был, по его завещанию, даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а на монастырском кладбище, среди могил простых иноков –«конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен быти», как говорит об этом летопись.

Святой князь Даниил при земной своей жизни заслужил всеобщую любовь и благодарность своих современников, оставив по себе долговременную память князя доброго, справедливого и благоразумного. Божие благоволение лежит на всех делах князя Даниила: росла и превратилась в первопрестольную столицу Православной Руси Москва, Московское княжество стало великой Российской державой.

Тропарь, глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Иконописный подлинник

mob_info