Определение и интересные факты. Что такое полуостров? Определение и интересные факты Зоопарк под открытым небом

Архитектура стран Пиренейского п-ова

В конце 15 и в начале 16 вв. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах.

Стиль платереск, распространившийся в 16 в. в Испании, представляет собой сплав декоративных элементов поздней готики с ренессансными мотивами. Орнаментом мог быть покрыт весь фасад здания, как в церкви Сан Грегорио в Вальядолиде, или только отдельные его части, как в больнице Санта Крус в Толедо (архитектор Энрике де Эгас).

К середине 16 в. страсть к украшению уступает место более строгому академическому стилю дворца Карла V в Гранаде (1526–1533). Здесь Педро Мачука использовал ордерные элементы для создания ясной и лаконичной архитектурной композиции.

Трудно представить себе, как архитектурный стиль мануэлино может сочетаться с идеологией готической эпохи. Истоки мануэлино следует искать именно в традициях поздней готики. В содержательном отношении, а точнее, в плане изобразительной программы этот стиль вполне соответствует своей эпохе, когда, оттеснив средневековую традицию, на передний план выступили задачи династической пропаганды и самоутверждения молодой колониальной державы.

В качестве общего определения того времени термин "мануэлино" вполне уместен, ибо Португалия достигла своего расцвета как в политическом, так и в архитектурном отношении именно в период правления Мануэла 1 Счастливого (1495 – 1521). Но как название стиля этот термин уже не столь удачен. Под условным названием "мануэлино" скрывается причудливая смесь. позднеготических элементов самого разнообразного происхождения, ренессансных форм и оригинальной программы политической символики.

В Португалии мавританское наследие не сыграло столь значительной роли, как в Испании. Символами радикального преображения Португалии из позднесредневековой цивилизации в космополитическую культуру эпохи Великих географических открытий стали два здания конца 15 века.

Архитектура францисканской церкви в Эворе, основанной Жуаном 2 (1481 – 1495), уже предвосхищает пространственные формы, характерные для 16 века. Широкий центральный неф, фланкированный боковыми капеллами, перекрыт непрерывным рядом цилиндрических сводов со стрельчатыми арками. Этот процесс зрительной унификации внутреннего пространства здания завершил итальянский архитектор Виньола при работе над церковью дель Джезу в Риме, которая затем послужила моделью для множества барочных храмовых интерьеров.

О поиске новых архитектурных форм говорят и другие типичные признаки мануэлино: широкие портики, порталы, украшенные витыми колоннами, и программные эмблемы (пеликан Жуана 2, армиллярная сфера Мануэла 1). В церкви монастыря Игрежа ду Жезуш в Сетубале мотив витых колонн перенесен в интерьер. Строительство этого зального храма, разделенного на три нефа равной высоты, началось в 1491 году. Шесть витых колонн, стилизованных под корабельные канаты, поддерживают нервюрный свод; заупокойная часовня (capela-mor) украшена сложным звездчатым сводом. Авторство этого проекта приписывают каменщику по имени Диогу Бойтак (или Бутака; ок. 1460 – 1528), который, вероятно, был родом из Франции. Позднее он задал стандарты официального стиля мануэлино в монастырях Белена и Батальи.

Колонны церкви Мадалены в Оливенсе отличаются даже большей элегантностью и утонченностью, чем в Сетубале. Еще одна примечательная черта церкви в Оливенсе – великолепная криволинейная арка, ведущая в пресбитерий. Монастырь иеронимитов в Белене (Вифлееме), расположенный неподалеку от устья реки Тежу за стенами Лиссабона, – подлинный шедевр эпохи правления Мануэла 1 как в архитектурном, так и в идеологическом отношениях.

Именно в этот период, на рубеже Средневековья и Нового времени, благодаря географическим открытиям своих мореплавателей Португалия превратилась в мировую державу, чрезвычайно влиятельную как в сфере политики, так и в торговле. Завершенный в общих чертах к концу первой четверти 16 века, монастырь в Белене – великолепное произведение искусства, сочетающее в себе готические конструкции с декором в стиле платереско и с династической символикой, – носит ярко выраженный национальный характер.

Монастырь, основанный по приказу короля в 1496 году, первоначально планировался как усыпальница для монархов Ависской династии и культовый центр мореплавателей, отправлявшихся отсюда в дальние края. Но к строительству приступили лишь в 1501 году и передали новый монастырский комплекс монахам ордена иеронимитов.

Этот комплекс был воздвигнут на месте старого, основанного еще Генрихом Мореплавателем картезианского монастыря (он принадлежал рыцарям ордена Христа, но с некоторых пор перестал отвечать их практическим нуждам и идеологическим интересам). Вкупе с соседней башней-маяком Торри ди Белен монастырь иеронимитов стал официальными морскими воротами в столицу обширной колониальной империи. Первым архитектором в Белене был Диогу Бойтак, уже прославивший свое имя возведением монастыря ду Жезуш в Сетубале.

Бойтак планировал создать здесь гораздо более масштабный комплекс, включив в него четыре клуатра. Под его руководством была размечена площадка под строительство центрального и боковых нефов большой зальной церкви с четко отделенным от нефов высоким хором и коротким, почти не выступающим за внешние стены трансептом. Бойтак успел отстроить две (по другим источникам – пять) травей, но опорные конструкции и уникальный по своим техническим достоинствам свод, охватывающий весь интерьер, были созданы уже после 1517 года Жуаном ди Каштилью (ок. 1475 – 1552), архитектором и скульптором испанского происхождения, участвовавшим в выполнении всех крупных заказов короля Мануэла.

Сложный сетчатый свод центрального нефа опирается на шесть восьмигранных колонн высотой 25 м и полностью покрыт ренессансным орнаментом. Конструкция интерьера поражает своим инженерным и эстетическим совершенством; ей удалось без ущерба пережить даже великое землетрясение 1755 года. Во внешнем декоре примечательны пышно украшенные порталы со сложной иконографической программой. Но первоначальная заупокойная часовня – усыпальница Мануэла и его потомков – была, к сожалению, разрушена в 1563 году. Ее отстроил уже в стиле маньеризма Диогу ди Торралва (ок. 1500-1566), а окончательно доработал Жан из Руана в 1572 году. Ее оформление безоговорочно свидетельствует о знакомстве авторов с архитектурой испанского Эскориала. План монастырского клуатра также, по-видимому, был разработан Бойтаком, но воплотил его в жизнь уже ди Каштилью. Этот клуатр ознаменовал собой высшую точку развития архитектуры мануэлино на заре эпохи Возрождения. Квадратный двор обрамлен двухъярусной галереей.

В каждом крыле галереи – шесть перекрытых сетчатыми сводами травей, четыре из которых оснащены широкими и глубокими арками; арки отделены друг от друга массивными контрфорсами. Угловые травеи связаны по диагонали широкими арками, открывающими для обозрения пышно украшенные угловые опоры. Если в интерьере доминируют позднеготические формы, то на сторонах постройки, обращенных внутрь клуатра, выступают на первый план мотивы платереско, вероятно введенные по инициативе ди Каштилью.

Обильный декор, покрывающий все архитектурные плоскости, и изящные колонки, разделяющие парные ажурные арки, придают всей массивной конструкции дух филигранной легкости. Ряд единообразных полуциркульных арок и выраженный акцент на горизонталях уже приближают этот клуатр к архитектуре Ренессанса. Можно также различить следы испанского влияния. Клуатр был призван стать не только местом для благочестивых раздумий, но и важным орудием династической пропаганды. Как и в интерьере церкви, позднеготические формы сочетаются с ренессансными орнаментальными мотивами и с эмблемами (крестами рыцарей Христа, армиллярными сферами, гербами).

Эстетическое обаяние этого ансамбля неотразимо, несмотря на то что иконографическая символика пока не поддается полной расшифровке. Дополнять комплекс в Белене новыми постройками понадобилось не столько ради удобства обитателей монастыря, сколько во имя удовлетворения идеологических запросов процветающей колониальной державы. Возобновились попытки объединить Португалию с Испанией: Мануэл намеревался женить своего сына Жуана на Элеоноре Австрийской, сестре покойного императора Карла 5 (Карла 1 Испанского).

В 1517 году было решено переместить усыпальницу Ависской династии из монастыря Санта-Мария да Витория в Баталье в Белен. Поначалу от этого плана пришлось отказаться из-за яростного сопротивления монахов. Но в конце концов останки Мануэла и членов его семьи все же обрели последнее пристанище в Белене – в хоре и трансепте монастырской церкви. Упомянутая выше башня-маяк Торри ди Белен была возведена в 1515 – 1521 годах на середине Тежу, но впоследствии река отклонилась от старого русла, и башня оказалась на берегу.

Это великолепное сооружение было выстроено под руководством военного архитектора Франсишку ди Арруда. В плане башни были отражены новейшие достижения оборонной технологии, однако в целом эта постройка имела скорее символическое, нежели стратегическое значение. Пока в Белене возводили аванпост португальской столицы, строительные работы в королевском монастыре в Баталье также шли полным ходом. На рубеже 14 – 15 веков их возглавил Матвиш Фернандиш. Именно ему было поручено продолжить работу над Капелаш Имперфейташ – усыпальницей Дуарте 1. К 1509 году главный портал был готов.

Благодаря уникальной каменной работе этот портал стал одним из прекраснейших произведений искусства той эпохи. Арки, обрамляющие дверной проем, в соответствии с позднеготическими принципами "расщеплены" на несколько слоев и богато декорированы в стиле "пламенеющей" готики. Растительные, орнаментальные и геральдические мотивы сплетаются в изысканное кружево. В принципе декор этого портала можно было бы интерпретировать как развитие позднеготических тенденций в духе испанских (Паласио дель Инфантадо или Сан-Хуан де лос Рейес), фландрийских и бургундских образцов. Однако здесь имеется важная деталь, отличающая этот портал от упомянутых моделей. На откосах двери среди растительных и животных мотивов повторяется девиз Дуарте 1: "Буду верен до конца моих дней". Кроме того, здесь снова обнаруживаются армиллярные сферы Мануэла 1 и инсигнии рыцарей Христа.

В 1516 году строительные работы в Капелаш Имперфейташ были остановлены. Объясняют это по-разному. Одни утверждают, что Мануэл сосредоточил все усилия на монастыре иеронимитов в Белене, которому предстояло превратиться в королевскую усыпальницу. Другие говорят, что как раз к этому моменту Матвиш Фернандиш умер, а другие мастера-каменщики, являвшиеся почти поголовно военными архитекторами, были заняты на строительстве оборонительных сооружений на побережье Африки. Но и после того как в 1528 году строительные работы в Баталье возглавил Жуан ди Каштилью, к часовне добавилась только лоджия в ренессансном стиле. И в итоге усыпальница Дуарте осталась незавершенной.

Следующим важнейшим произведением португальской архитектуры стал монастырь рыцарей Христа в Томаре. В начале 16 века к похожей на крепость центральной церкви тамплиеров, которая датируется второй половиной 12 века, было пристроено новое крыло. Работами руководили Жуан ди Каштилью и Диогу ди Арруда. В пристройке должны были расположиться главный алтарь и зал капитула. Что касается двухъярусного интерьера этого здания, перекрытого обычным сетчатым сводом, то он интересен не столько своей архитектурной конструкцией, сколько декором. Тонкое сочетание искусно проработанных декоративных мотивов с идеологической программой – еще более удачное достижение стиля мануэлино, чем те, что мы наблюдали в Баталье и Белене.

Выполненный под руководством Жуана ди Каштилью пышный декор наружных частей здания контрастирует со скупой, но чрезвычайно выразительной отделкой интерьера. На портале, в обрамлении окон, на массивных ступенчатых контрфорсах и на фризе представлен весь репертуар декоративных форм мануэлино, который уже сам по себе можно назвать политической программой. Гербы и королевские эмблемы, навигационные приборы, корабельные канаты, морские растения и животные, "населяющие" этот декоративный мир, совмещаются в причудливой композиции под сенью креста рыцарей Христа, приобретая тем самым сложный христианский символизм.

Как и на южном портале монастыря иеронимитов в Белене, главный вход здесь обрамлен позднеготической ажурной аркой, которая поднимается от верхней ступени лестницы до самого фриза фасада и включает в себя сложную, разноуровневую изобразительную программу. Если пророки, святые и Дева Мария – традиционные религиозные персонажи, то армиллярные сферы над архивольтом символизируют науку навигации, подчеркивая тот высочайший статус, которого удостоилось мореплавание при Мануэле 1.

Разумеется, морские экспедиции тоже совершались во имя Христово: они воспринимались как миссионерские кампании, направленные на спасение язычников. Кроме того, обсуждались идеи нового крестового похода с целью освобождения Святой Земли от "неверных". И в результате в Томаре, как и в других религиозных постройках начала 16 века, на первый план выступили светские элементы.

Самым поразительным образцом композиций такого рода является наружное обрамление окна зала капитула, разработку которого приписывают Диогу ди Арруде или Жуану ди Каштилью. Здесь наглядно проявилась вся сила творческого воображения, отличавшего эпоху мануэлино. Поверх каменной кладки причудливо переплелись искусно вырезанные из камня водоросли, кораллы, раковины и канаты; всю сцену поддерживает поясная фигура (художника?), а крест рыцарей Христа и армиллярная сфера – символы двух столпов, на которых держалась португальская династия, – венчают и фланкируют ее. Фантастические, натуралистические и орнаментальные мотивы, объединившиеся в декоре церкви рыцарей Христа в Томаре, отлично характеризуют искусство той эпохи, переходной от Средневековья к Новому времени, и ярко воплощают в зрительных образах идеи эпохи Великих географических открытий.

Становится очевидным, что царствование Мануэла 1 как в художественном, так и в политическом плане и впрямь было эпохой коренных перемен. В стилистическом отношении все еще доминирует поздняя готика, но эмблематика Ависской династии придает ей несомненную печать современности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

(исп. Península Valdes) - п-ов на атлантическом побережье площадью около 3,7 тыс. км²; соединяется с материковой частью перешейком Карлос-Амегино (исп. Istmo Carlos Ameghino). С севера его побережье омывается заливом Сан-Хосе (исп. San Jose Bay), с юга - Гольфо Нуэво (исп. Golfo Nuevo). Территория п-ова входит в состав аргентинской провинции (исп. Provincia de Chubut), которая, в свою очередь, расположена в центре региона (исп. Patagonia). Большая часть п-ова представляет собой незаселенную территорию. 400-километровая береговая линия весьма живописна, она включает череду заливов и лагун, причудливых утесов, песчаных и каменистых пляжей, огромных фантастических скал. А прибрежные воды богаты великолепными коралловыми рифами.

Ближайший от п-ова крупный город — (исп. Puerto Madryn).

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Климат

Климат на территории п-ова является переходным между умеренным климатом центральной части страны (с обилием осадков в жаркие месяцы) и холодным климатом с зимними дождями, характерным для Патагонии. Лето на Вальдесе короткое и жаркое, а зима – продолжительная и мягкая.

Зоопарк под открытым небом

Многие называют полуостров Вальдес чудом природы, ведь в этом месте сконцентрировано невероятное разнообразие морской фауны. П-ов прославился как место сосредоточения уникальной и разнообразной морской фауны, за которую в 1999 г. этот удивительный уголок природы был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы понаблюдать за огромными китами, забавными пингвинами и другими животными, на этот остров, соединенный с континентом узкой полоской суши, ежегодно прибывают толпы туристов.

Побережье п-ова имеет важнейшее значение для сохранения редких видов морских животных. Здесь обитают многочисленные колонии морских млекопитающих, таких как южные морские слоны (лат. Mirounga leonina), ушастые тюлени (лат. Otariidae), косатки (лат. Orcinus orca), морские львы (лат. Otariinae), морские котики (лат. Callorhinus ursinus).

В теплых и спокойных водах залива Гольфо Нуэво, отделяющего п-ов от материковой Патогонии, водятся редкие южные киты (лат. Eubalaena australis), а также с мая по декабрь заплывают другие виды китов, чтобы провести брачный период и вывести потомство.

На суше водятся страусы нанду (лат. Rheidae), ламы гуанако (лат. Lama guanicoe), броненосцы (лат. Cingulata) и мары (лат. Dolichotinae), также известные как патагонские зайцы или патагонские свинки. С сентября по март на Вальдесе живут пингвины (лат. Spheniscidae) — в данный период эти удивительные нелетающие морские птицы выводят птенцов. Особенно огромно видовое разнообразие обитающих здесь морских птиц (как минимум 180 видов), главным образом это чайки, бакланы и розовые фламинго.

На Вальдесе расположена небольшая деревня Пуэрто-Пирамидес (исп. Puerto Piramides) При том, что ее население составляет около 250 жителей, деревню ежегодно посещают более 8 тыс. туристов: отсюда отправляются морские экскурсии для наблюдения за китами (с сентября по ноябрь) и морскими волками (с декабря по март).

Местечко Пунта-Томбо (исп. Punta Tombo), расположенное на атлантическом побережье, представляет собой узкую каменистую полоску земли, которую облюбовали Магеллановы пингвины (лат. Spheniscus magellanicus). Сюда постоянно приплывают около 2 млн этих морских птиц. Живут они здесь в теплое время года, с сентября по апрель: спариваются, откладывают и высиживают яйца. В 1979 г. Пунта-Томбо получил статус провинциального заповедника.

Райский залив Гольфо Нуэво привлекает даже таких очень редких животных, как дельфины Коммерсона или Пестрые дельфины (лат. Cephalorhynchus commersonii), которые знамениты своей необычной раскраской — тело белоснежное, а голова, хвост и плавники – черные.

В местах Пунта-Норте (исп. Punta Norte) и Пунта-Дельгада (исп. Punta Delgada) посетители наблюдают за колониями птиц и некоторых морских животных.

Вдоль всего побережья в Калета-Вальдес (исп.Caleta Valdes) — узком мысу, отделяющем открытое море от лагуны, — можно увидеть морских слонов, вес которых порой достигает 3-х Тн.

Как добраться

Чтобы попасть на п-ов, необходимо из долететь до Пуэрто-Мадрина, который расположен в 70 км от Вальдеса.

Передвигаться по территории п-ова можно только на автомобиле, либо в экскурсионном автобусе. Поэтому в Пуэрто-Мадрине нужно приобрести экскурсию или арендовать автомобиль.

Любопытные факты


Аравийский полуостров - полуостров Азии. Один из самых больших полуостровов нашей планеты - Аравийский, который расположен на границе между Африкой и Азией. Бескрайние пустынные плоскогорья и невысокие горы покрывают большую часть полуострова. Вопреки ожиданиям, аравийские пейзажи не выглядят скучными и однообразными. Эти удивительные места на редкость богаты уникальными природными достопримечательностями и таят в себе немало неразгаданных тайн.

Одна из самых впечатляющих природных красот полуострова - горы Шаммар, образованные гранитными породами розового цвета.

В лучах заходящего солнца розовые горы с отдельными ярко-красными вкраплениями руды выглядят фантастически красиво. Согласно местной легенде, эти красные пятна - кровь библейского братоубийцы Каина, навеки запекшаяся на камнях как напоминание потомкам о страшном преступлении.


Видео - СТГ. Аравия: верблюды, трубы, РМТ

Не менее интересна горная цепь Аль-Хиджаз, протянувшаяся вдоль побережья Красного моря. Покрытые черной застывшей лавой склоны гор поражают мрачной, мистической красотой. Своеобразная таинственная атмосфера этих мест усиливается жалобными, напоминающими звучание арфы звуками, издаваемыми поющими дюнами, которые примыкают к северной части Аль-Хиджаза.

Жуткое и вместе с тем завораживающее впечатление производит Красная пустыня, названная так за необычный цвет песка - красный, почти малиновый. Издали эта таинственная пустыня напоминает кровавое море. Вся ее поверхность испещрена бороздами и воронками, в которых нередко скрываются небольшие оазисы и родники.

Путешествие на Аравийский полуостров позволит не только полюбоваться замечательными ландшафтами, но и совершить поездку по пустыне на верблюдах, познакомиться с образом жизни бедуинов, поучаствовать в джип-сафари по дюнам.

Красоты аравийской природы и экстремальные развлечения привлекают в аравийские пустыни множество туристов со всего мира. Еще большей популярностью пользуются прибрежные регионы полуострова, омываемые водами Аравийского и Красного морей, Персидского, Аденского и Оманского заливов, и притягивающие в эти края множество любителей пляжного отдыха. На побережье расположено огромное количество курортов, как дорогих и элитных, так и доступных туристам с не слишком высоким уровнем достатка.

Панорамная прогулка Саудовской Аравии

Практически все государства, расположенные на Аравийском полуострове (Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Кувейт, Катар), уделяют значительное внимание развитию туризма. Наиболее развита туристическая инфраструктура в ОАЭ. В популярных курортных центрах этой страны: Дубае, Абу-Даби, Шардже, Фуджейре можно провести фантастический отпуск, наслаждаясь природными богатствами и великолепным сервисом.

Самым искушенным и требовательным туристам великолепно подойдет отдых в Абу-Даби, который по праву считается одним из самых роскошных городов мира. Любителям совмещать пляжный отдых с увлекательными экскурсиями лучше выбрать Дубай, известный своей самобытной архитектурой. Тихая и уютная Фуджейра придется по душе тем, кто хочет отдохнуть от суеты и шума больших городов.

В последние годы все больше туристов отдает предпочтение отдыху в Катаре. Природные условия, предлагаемые развлечения и уровень сервиса на курортах этой страны практически не отличаются от аналогичных в ОАЭ, а вот цены существенно ниже.

Значительные перспективы в развитии туризма открываются и перед Оманом, удивляющим гостей неповторимым сочетанием экзотики, древней истории и ультрасовременности. Страна изобилует развлечениями на любой вкус: экзотический шоппинг, во время которого можно выгодно приобрести ювелирные и резные изделия; великолепные древние мечети, замки и крепости - прекрасные образцы традиционной арабской архитектуры; изумительные природные достопримечательности (к примеру, сталактитовая пещера Эль-Хута с уникальной подземной экосистемой); замечательные пляжи, шикарные отели и демократичные кемпинги и многое другое.

Аравийский полуостров на карте

Саудовская Аравия привлекает внимание туристов, прежде всего, как уникальная сокровищница исторических и культурных ценностей. В западной части страны, известной также как Хиджаз, расположены одни из главных святынь мусульманского мира - древние города Мекка и Медина, ежегодно посещаемые тысячами паломников.

Приверженцы активного отдыха также не будут разочарованы поездкой в Саудовскую Аравию. Конные и верблюжьи туры, дайвинг и глубоководная охота, яхтенный спорт и водные прогулки на традиционных арабских судах «хури» и «самбук» - все эти виды развлечений предложат вниманию туристов лучшие курорты страны.

Посещение любой из стран Аравийского полуострова подарит множество ярких впечатлений и позволит хотя бы немного приблизиться к разгадке тайн загадочного экзотического Востока.

: 23° с. ш. 47° в. д.  /  23° с. ш. 47° в. д.  / 23; 47 (G) (Я)

Омывающие акватории Красное море , Персидский залив , Аравийское море , Оманский залив , Аденский залив Площадь 3 250 000 км² Страны Йемен Йемен
Катар Катар
Кувейт Кувейт
ОАЭ ОАЭ
Оман Оман
Саудовская Аравия Саудовская Аравия
Бахрейн Бахрейн

Арави́йский полуо́стров (араб. شبه الجزيرة العربية ‎‎ или араб. جزيرة العرب ‎ - Эль-Араб ‎ ), Ара́вия (от др.-евр. «арава» - пустыня ) - полуостров Азии , расположенный на Юго-Западе крутого материка. Крупнейший полуостров в мире - площадь около 3,25 млн км².

На востоке омывается водами Персидского и Оманского залива , на юге - Аравийским морем и Аденским заливом , на западе - Красным морем . Северная граница полуострова проводится приблизительно по параллели 30° северной широты, соединяющей северные оконечности Персидского залива и залива Акаба. Иногда эту границу проводят по государственным границам Саудовской Аравии с Иорданией и Ираком . Вытянут по меридиану на 2 тыс. км и по широте на 2,8 тыс. км . Берега прямолинейные, слабо расчленены, удобных бухт мало . В геологическом отношении полуостров образует Аравийскую плиту , бывшую некогда частью африканской континентальной массы. Аравийский полуостров почти полностью покрыт песчаными и каменистыми (хамады) пустынями (Большой Нефуд , Руб-эль-Хали и др.) . Высшая точка Аравийского полуострова - гора Эн-Наби-Шуайб (3660 м.) .

На Аравийском полуострове и сопредельных островах расположены современные государства Бахрейн , южные части Ирака и Иордании , Йемен , Катар , Кувейт , ОАЭ , Оман и Саудовская Аравия . В непосредственной близости к Аравийскому полуострову расположены Египет , Израиль , Иордания и Сирия .

Геологическое строение и рельеф

Аравийский полуостров расположен на северо-восточной части Африкано-Аравийской платформы . На западе и в центре полуострова на поверхность выходят метаморфические и кристаллические породы протерозоя Нубийско-Аравийского щита, на юго-западе - породы Аравийско-Аденско-Сомалийского щита. Осевые части щитов рассекаются молодыми грабенами Аравийского залива и этого моря. Южная и западная части полуострова неоднократно подвергались активизации начиная с конца мелового периода . Вдоль карстовых уступов к Красному морю возникли вулканические конусы, а по линиям куэстовых разломов произошли излияния базальтов. Сложенные кристаллическими и метаморфическими породами щиты подверглись средневековой денудации , в результате чего образовался рельеф южных до 1800-2300 м куэстовых среднегорий и плато. Восточная часть полуострова является Большой платформы, в травяной породы фундамента погружаются под который чехол привлекательным Аравийском меловых, юрских и кайнозойских песчаников и известняков. В кустарниковой части Аравийского полуострова расположена историческая область Эль-Хаса с отметками высот менее 200 метров .

На побережье и в акватории Аравийского залива расположены сосредоточена значительная часть южных запасов нефти и Много газа . В центре полуострова породы чехла обрамляют Нубийско-Аравийский щит. Широко развиты массивы природных песков: пустыни Руб-эль-Хали , Дехна и Большой Нефуд . Южная часть полуострова обрамлена высоко вытянутым (до 2469 м) пластовым плато Хадрамаута , пересечённым многочисленными долинами вади . Лавовое плато на юго-западе полуострова представляющее собой Малый массив, малый мощными осадочными и вулканическими толщами. Отдельные вулканы и вершины на том плато достигают высоты до 3600 м (г. Эн-Наби-Шуайб). У побережья полуострова летом море Аравийского копытных островов и отмелей . Вдоль Персидского берега Персидского моря пролегает узкая полоса пустыни с солончаками, песками и щебнем. Южная часть Палеарктической пустыни называется Тихамой . На крайнем юго-востоке расположена область глыбово-складчатого среднегорья куэстового возраста, имеющее Средиземноморской развитие южных и подгорных магматических пород (хребты Эль-Ахдар , Эль-Хаджар-эш-Шарки и др.) .

Пустыни Аравийского полуострова
Название Расположение Площадь Примечание
Большой Нефуд север Эфиопской Аравии 103 600 км² соединяется с пустынями Руб-эль-Хали и Малый Нефуд (Дехна)
Рамлат-эль-Вахиба Оман 12500 км² пустыня была сформирована в четвертичный период под действием юго-западных муссонов и узколистных пассатов шама́ль, дующих с востока.
Малый Нефуд (Дехна) центр Сахарской Аравии 132 000 км² занимает узкую (от 20 до 70 км) древнюю ложбину стока, протягивающуюся на 1200 км с севера на юго-восток
Эль-Джафура южнее полуострова Катар на юге Эль-Джафура переходит в пустыню Руб-эль-Хали
Нафуд-эд-Дахи центр центральной Аравии 50 000 км² массивы бурых барханных песков.
Руб-эль-Хали юг зоной Аравии и ОАЭ,
север Йемена и Омана
650 000 км² является большим бассейном, вытянутым с юго-запада на северо-восток через аравийский шельф
Тихама юго-запад Саудовской Аравии,
запад Йемена
120 000 км² поверхность пустыни местами нарушается отдельными скальными останцами и многочисленными сухими руслами - вади, пересекающими её с запада на восток

Климат

Климат средней и южной частей полуострова - тропический пассатный. Температура января от 14 °C (Эр-Рияд) до 24,8 °C (Аден), июля до 33,4 °C (Эр-Рияд), максимальная температура до 55 °C. Климат Аравийского полуострова является одним из самых жарких на планете. Тропические районы полуострова являются зоной ничтожного увлажнения. Среднегодовое количество осадков около 100 мм, на юге осадки выпадают ничтожно мало (менее 50 мм/г). В горах юго-восточной части полуострова в связи с проникновением муссонов годовое количество осадков увеличивается до 500 мм, а на центральных склонах гор юго-западной части - до 700-900 мм .

Реки и озёра

Для Аравийского полуострова характерна редкая сеть рек и озёр, малый сток воды в окружающие моря. Постоянные водотоки находятся на юге и юго-западе полуострова (реки Масила , Маур и др.). Вади пересекают полуостров согласно общему наклону поверхности с запада на восток; наиболее крупные: Эр-Рима (более 1000 км) и Эд-Давасир . Большая часть вади слепо оканчивается в песках пустынь. Большое значение имеют карстовые источники, подземные воды в центральной части куэстового района Неджд . Выходы обильных источников на побережье Персидского залива (Эль-Хаса) связаны с пластовыми самоизливающимися водами. Из-за нехватки воды страны Персидского залива вынуждены строить опреснительные установки .

Почвы и растительность

По руслам вади, в оазисах подгорных зон - разрежённые заросли из акаций, тамарисков, держидерева. Наиболее богаты тропические муссонные сообщества южных гор (тамаринды , канделябровидные молочаи, акации и др.); на высоте от 1500 до 1800 м произрастают различные вечнозелёные кустарники, оливковое дерево и фисташка ; выше - мезофитные луга. Почвы - горные красно-бурые, на вулканических породах - темноцветные. В культуре - финиковая пальма , фруктовые деревья, кофе , злаковые культуры, пшеница , ячмень , кукуруза , просо и другие .

Фауна

Южная и средняя части полуострова принадлежат Сахарской подобласти Эфиопской области, северная - Средиземноморской подобласти Палеарктической области. На полуострове можно встретить хищников (лисы, гиены, шакалы), копытных (антилопы, газели, онагры и др.), землероек, тушканчиков. Много пресмыкающихся, птиц, в том числе перелётных. На Аравийском полуострове имеются очаги размножения саранчи .

Природные районы

Территория Аравийского полуострова делится на 6 природных районов: западная Аравия, вулканическое плато юго-западной части полуострова, высокие пластовые плато южных краевых районов Хадрамаута, район куэстовых пластовых равнин с долинами вади, песчаные пустыни, среднегорья юго-восточной части полуострова .

Население

Аравийский полуостров заселён почти исключительно арабами. Подавляющее большинство жителей полуострова исповедует ислам , который зародился здесь же. На полуострове находятся главные святыни ислама - города Мекка и Медина .

Обширные песчаные пляжи, красивейшие коралловые рифы вблизи побережья, памятники средневековой архитектуры и т. д. делают полуостров привлекательным для туристов .

Напишите отзыв о статье "Аравийский полуостров"

Примечания

Литература

  • Аравийский полуостров - статья из Большой советской энциклопедии . Н. В. Александровская.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

Отрывок, характеризующий Аравийский полуостров

Князь Андрей слушал рассказ об открытии государственного совета, которого он ожидал с таким нетерпением и которому приписывал такую важность, и удивлялся, что событие это теперь, когда оно совершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Он с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого. Самая простая мысль приходила ему в голову: «Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что государю угодно было сказать в совете! Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований. В этот же день князь Андрей должен был обедать у Сперанского «en petit comite«, [в маленьком собрании,] как ему сказал хозяин, приглашая его. Обед этот в семейном и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что до сих пор он не видал Сперанского в его домашнем быту; но теперь ему не хотелось ехать.
В назначенный час обеда, однако, князь Андрей уже входил в собственный, небольшой дом Сперанского у Таврического сада. В паркетной столовой небольшого домика, отличавшегося необыкновенной чистотой (напоминающей монашескую чистоту) князь Андрей, несколько опоздавший, уже нашел в пять часов собравшееся всё общество этого petit comite, интимных знакомых Сперанского. Дам не было никого кроме маленькой дочери Сперанского (с длинным лицом, похожим на отца) и ее гувернантки. Гости были Жерве, Магницкий и Столыпин. Еще из передней князь Андрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот – хохот, похожий на тот, каким смеются на сцене. Кто то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо отбивал: ха… ха… ха… Князь Андрей никогда не слыхал смеха Сперанского, и этот звонкий, тонкий смех государственного человека странно поразил его.
Князь Андрей вошел в столовую. Всё общество стояло между двух окон у небольшого стола с закуской. Сперанский в сером фраке с звездой, очевидно в том еще белом жилете и высоком белом галстухе, в которых он был в знаменитом заседании государственного совета, с веселым лицом стоял у стола. Гости окружали его. Магницкий, обращаясь к Михайлу Михайловичу, рассказывал анекдот. Сперанский слушал, вперед смеясь тому, что скажет Магницкий. В то время как князь Андрей вошел в комнату, слова Магницкого опять заглушились смехом. Громко басил Столыпин, пережевывая кусок хлеба с сыром; тихим смехом шипел Жерве, и тонко, отчетливо смеялся Сперанский.
Сперанский, всё еще смеясь, подал князю Андрею свою белую, нежную руку.
– Очень рад вас видеть, князь, – сказал он. – Минутку… обратился он к Магницкому, прерывая его рассказ. – У нас нынче уговор: обед удовольствия, и ни слова про дела. – И он опять обратился к рассказчику, и опять засмеялся.
Князь Андрей с удивлением и грустью разочарования слушал его смех и смотрел на смеющегося Сперанского. Это был не Сперанский, а другой человек, казалось князю Андрею. Всё, что прежде таинственно и привлекательно представлялось князю Андрею в Сперанском, вдруг стало ему ясно и непривлекательно.
За столом разговор ни на мгновение не умолкал и состоял как будто бы из собрания смешных анекдотов. Еще Магницкий не успел докончить своего рассказа, как уж кто то другой заявил свою готовность рассказать что то, что было еще смешнее. Анекдоты большею частью касались ежели не самого служебного мира, то лиц служебных. Казалось, что в этом обществе так окончательно было решено ничтожество этих лиц, что единственное отношение к ним могло быть только добродушно комическое. Сперанский рассказал, как на совете сегодняшнего утра на вопрос у глухого сановника о его мнении, сановник этот отвечал, что он того же мнения. Жерве рассказал целое дело о ревизии, замечательное по бессмыслице всех действующих лиц. Столыпин заикаясь вмешался в разговор и с горячностью начал говорить о злоупотреблениях прежнего порядка вещей, угрожая придать разговору серьезный характер. Магницкий стал трунить над горячностью Столыпина, Жерве вставил шутку и разговор принял опять прежнее, веселое направление.
Очевидно, Сперанский после трудов любил отдохнуть и повеселиться в приятельском кружке, и все его гости, понимая его желание, старались веселить его и сами веселиться. Но веселье это казалось князю Андрею тяжелым и невеселым. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражал его, и неумолкавший смех своей фальшивой нотой почему то оскорблял чувство князя Андрея. Князь Андрей не смеялся и боялся, что он будет тяжел для этого общества. Но никто не замечал его несоответственности общему настроению. Всем было, казалось, очень весело.
Он несколько раз желал вступить в разговор, но всякий раз его слово выбрасывалось вон, как пробка из воды; и он не мог шутить с ними вместе.
Ничего не было дурного или неуместного в том, что они говорили, всё было остроумно и могло бы быть смешно; но чего то, того самого, что составляет соль веселья, не только не было, но они и не знали, что оно бывает.
После обеда дочь Сперанского с своей гувернанткой встали. Сперанский приласкал дочь своей белой рукой, и поцеловал ее. И этот жест показался неестественным князю Андрею.
Мужчины, по английски, остались за столом и за портвейном. В середине начавшегося разговора об испанских делах Наполеона, одобряя которые, все были одного и того же мнения, князь Андрей стал противоречить им. Сперанский улыбнулся и, очевидно желая отклонить разговор от принятого направления, рассказал анекдот, не имеющий отношения к разговору. На несколько мгновений все замолкли.
Посидев за столом, Сперанский закупорил бутылку с вином и сказав: «нынче хорошее винцо в сапожках ходит», отдал слуге и встал. Все встали и также шумно разговаривая пошли в гостиную. Сперанскому подали два конверта, привезенные курьером. Он взял их и прошел в кабинет. Как только он вышел, общее веселье замолкло и гости рассудительно и тихо стали переговариваться друг с другом.
– Ну, теперь декламация! – сказал Сперанский, выходя из кабинета. – Удивительный талант! – обратился он к князю Андрею. Магницкий тотчас же стал в позу и начал говорить французские шутливые стихи, сочиненные им на некоторых известных лиц Петербурга, и несколько раз был прерываем аплодисментами. Князь Андрей, по окончании стихов, подошел к Сперанскому, прощаясь с ним.
– Куда вы так рано? – сказал Сперанский.
– Я обещал на вечер…
Они помолчали. Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, непропускающие к себе глаза и ему стало смешно, как он мог ждать чего нибудь от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность тому, что делал Сперанский. Этот аккуратный, невеселый смех долго не переставал звучать в ушах князя Андрея после того, как он уехал от Сперанского.
Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что то новое. Он вспоминал свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава, который был принят к сведению и о котором старались умолчать единственно потому, что другая работа, очень дурная, была уже сделана и представлена государю; вспомнил о заседаниях комитета, членом которого был Берг; вспомнил, как в этих заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё касающееся формы и процесса заседаний комитета, и как старательно и кратко обходилось всё что касалось сущности дела. Он вспомнил о своей законодательной работе, о том, как он озабоченно переводил на русский язык статьи римского и французского свода, и ему стало совестно за себя. Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона старосту, и приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой.

На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает.
Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

Аравийский полуостров имеет 2700 км в длину, от 1400 до 2400 км в ширину; площадь его 3500 млн. кв. км, что почти в 7 раз превышает площадь Франции. Он лежит в поясе огромных субтропических пустынь. На его территории находится несколько крупных песчаных пустынь, в ландшафтном отношении являются продолжением Сахары, как бы замыкая ее с востока. Их площадь составляет свыше 1 млн. кв. км. Самая крупная из них – пустыня Руб-эль-Хали (свыше 600 тыс. кв. км).

В пустынях Большой Нефуд, Малый Нефуд, Нефуд-Дахи, Эль-Джафура, Нефуд-эс-Сирр и других под песчаными толщами находится около 450 тыс. кв. км. На севере полуострова располагается щебнисто-гравелистая Сирийская пустыня и каменистая Эль-Хаджара.

По рельефу Аравия – высокое плато с приподнятыми западными и южными окраинами. Климат Аравийского полуострова относится к субтропическому и тропическому, что создает исключительное богатство термических ресурсов. Среднегодовые температуры на юге полуострова достигают максимальных значений на всем Евразийском материке – около 30° С. На остальной территории во все месяцы года средние температуры выше 15° С. Годовые суммы среднесуточных температур выше 15° С составляет 9000-10000° С.

В Аравии средние из абсолютных минимумов температур самого прохладного месяца – января всегда положительны, не опускаясь ниже 10° С, а чаще удерживаясь на уровне 20° С. В июне, самом теплом месяце, повсюду температуры выше 30° С, при абсолютных максимумах 50-54° С. Количество осадков на большей части полуострова не превышают 100 мм и только в горных окраинах на западе и юго-западе увеличивается до 750 мм (их приносят летний муссон).

На большей части Аравии осадки приурочены к зимне-весеннему периоду. В пустыне Руб-эль-Хали осадки могут не выпадать более пяти лет. Для климатического режима Аравии характерна большая роль ветров. Зимой господствует холодный ветер темаль (то есть северный), сопровождающийся сильными шквалами, иногда короткими ливнями и грозами. Весной и в начале лета обычен южный знойный ветер самум, который переносит большие массы песка. Малое количество атмосферных осадков определяет бессточность большей части территории и низкую обеспеченность водными ресурсами. В пределах почти всего полуострова речная сеть представлена временными водотоками.

Пустыня Руб-эль-Хали (арабы называют ее "пустым местом") – наиболее крупная равнина песчаная пустыня Аравийского полуострова. До 500 тыс. кв. км ее площадь занимает безжизненные пески, оправдывающее данное название. Пустыня занимает обширную тектоническую депрессию на юге полуострова между среднеаравийскими плато и поясом краевых гор на юге Аравии. Ее высота – около 500 метров над уровнем моря, с постепенным снижением к востоку до 100 метров и переходом в обширные приморские солончаки. Юго-западный регион пустыни – это совершенно безжизненное пространство, где среди океана, желтоватых песчаных волн встречаются зыбучие белые пески.

Пустыня – музей эоловых форм рельефа. Они представлены, в основном, грядовыми, барханными и бугристо-грядовыми песками. Здесь имеются почти все формы эолового рельефа – от одиночных дюн и барханов до мощных продольных дюн.

Грунтовые воды в пустыне, как и по всему Аравийскому полуострову, значительны и располагаются не глубоко от поверхности – в пределах 10 метров.

Песчаная пустыня Большой Нефуд (Красная пустыня) – площадью около 80 000 кв. км расположена в северной части Аравийского полуострова. Эта пустыня – одна из наиболее красивых пустынь мира из-за цвета поверхности: от ярко-красного утром да почти белого в полдень. Большой Нефуд – это море песка с широким распространением скоплений развиваемых барханных песков высотой до 100 метров, занимающих межгорные понижения, где меловые песчаники интенсивно подвергались выветриванию. Основная масса песков образовалась в результате этого процесса.

К северу от пустыни Большой Нефуд расположена небольшая каменистая пустыня Эль-Хамад. Поверхность ее усеяна валунами, обломками кремния и известняка, гранитными плитами.

Песчаная пустыня Малый Нефуд занимает древнее русло стока полукружной формы, шириной от 20-80 км и протяженность около 1200 км, соединяя пустыню Руб-эль-Халиб на юге с пустыней Большой Нефуд на севере. Значительная площадь пустыни представлена барханными песками различного типа. Малый Нефуд относительно богат грунтовыми водами, запасы которого пополняются за счет подземного стока, так же в ландшафтном отношении мало чем отличается от других песчаных пустынь Аравии.

В пределах Аравии основу фауны составляют собственно аравийские и сахаро-аравийские виды, а в северной и восточной окраинах Аравии прослеживается значительное участие видов ирано-туранского комплекса. Эндемизм выражен незначительно. Эндемиками аравийских пустынь являются несколько видов песчанок: чернохвостая, королевская, аравийский орикс, аравийский тар. Основу мира млекопитающих составляют разнообразные песчанки. На юге-западе полуострова встречается – травяная мышь.

Эти грызуны населяют склоны гор и русла рек с относительно богатым травянистым покровом. Только в ночное время активны тушканчики, широко распространенные в пустынях Аравийского полуострова – от Сирии и Ирака до южного побережья Аравии. Встречается грызун – чернохвостая соня. В горных районах Аравии обычны сирийские дамады. Копытные очень разнообразны (обыкновенная газель, джейран). Аравийский орикс, крупная антилопа, населяет песчаные и каменистые пустыни, питаются растительным кормом, может подолгу обходится без воды. В горных районах Аравийского полуострова обитает нубийский козел. В пустыни Аравии обитают: песчаная лисица, волк (повсюду), хорек перевязка (северная часть Аравии).

Мир птиц представлен: пустынный и хохлатый жаворонок, пустынный воробей, пустынная славка, орел-беркут, белобрюхий рябок, дрофа-красотка, буланый козодой.

Повсюду многочисленны ящерицы, немало змей (в том числе и ядовитых). Среди насекомых днем можно увидеть пустынных муравьев, саранчовых, жуков-златок, а с наступлением темноты становятся активными жуки – чернотелки, ночные жужелицы, бабочки совки. Ночью выбираются из своих нор хищные паукообразные – тарантулы, сольпуги, скорпионы.

mob_info